Abstract: This article explores the current aspects of implementing a personalized approach in education, highlighting key challenges and practical solutions. The primary focus is on the necessity of transitioning from standardized teaching to individualized methods that consider the unique needs of each student. The article explores the challenges of implementing a personalized approach in the modern school and proposes ways to solve them.
Keywords: personalized approach, education trends, challenges in implementing a personalized approach, education standardization, individual characteristics, lack of qualified personnel.
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности ребенка и строит свою работу с ним на основе уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов; создания благоприятных условий для его саморазвития; ориентируется не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ рассматривается личностный подход, в то время как в профессиональном стандарте педагога говорится об индивидуальном подходе и индивидуализации обучения.
Российская педагогическая энциклопедия определяет индивидуальный подход в воспитании и обучении, как «осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.)» [4], Словарь терминов по общей и социальной педагогике личностный подход (в педагогике) – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию [5].
В личностно-ориентированном подходе акцент делается на развитии личности, социальных навыков и взаимодействии в группе, социуме, учитывается влияние социальной динамики на личностный рост. Успех при данном подходе может быть определен не только индивидуальными результатами, но и способностью личности взаимодействовать в группе, развивать социальные навыки и создавать сбалансированные отношения, в то время как при индивидуальном подходе оценка успешности может быть сконцентрирована на достижениях и развитии каждого учащегося в изоляции от группы.
Индивидуальный подход подразумевает учет уникальных потребностей, темпа обучения и стилей обучения каждого отдельного ученика.
Для рассмотрения этих понятий в области образования обратимся к работам исследователей Е.В. Бондаревской, Серикова В.В. и других.
Как отмечает Сериков В.В. личностный подход в образовании не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания [6, стр.11].
В.В.Сериков рассматривает особенности реализации личностно-ориентированного подхода в создании условий для проявления личностных функций учащегося: мотивации, критичности, рефлексии, творчества, самореализации, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями и др. [6].
По мнению Е.В.Бондаревской, личностно-ориентированное образование – это «образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы» [1].
Якиманская И.С. в своих работах пишет следующее: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» [8, с. 12].
Современная образовательная парадигма направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности учащегося. В этом контексте личностно-ориентированный подход выступает ключевым компонентом образовательной стратегии, предполагающей учёт индивидуальных особенностей, потребностей и способностей каждого обучающегося. Однако, несмотря на очевидные преимущества и потенциал этого подхода, его полноценная реализация в современной образовательной практике остаётся серьёзной методологической и организационной проблемой.
Цель данной статьи — проанализировать эту проблему, начиная с исторических предпосылок формирования личностно-ориентированного подхода, а также исследовать вклад зарубежных и отечественных учёных в его развитие. В рамках работы будут выявлены основные проблемы, возникающие при внедрении личностно-ориентированных методов в образовательный процесс, и предложены возможные пути их преодоления. Представленный анализ позволит глубже понять, почему, несмотря на актуальность и необходимость реализации личностно-ориентированного подхода, его внедрение сопряжено с серьёзными трудностями в современном обществе.
В середине XX века в педагогической науке и практике начали активно формироваться идеи, ориентированные на индивидуализацию образовательного процесса. Этот подход основан на признании необходимости учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, темпы усвоения учебного материала и уровень предварительной подготовки. Значительный вклад в развитие этой концепции внесли К. Роджерс и А. Маслоу, чьи исследования были сосредоточены на психологических аспектах личностного развития. В их трудах подчёркивалась центральная роль самоактуализации личности и уважения к её уникальным характеристикам как ключевых факторов успешного образовательного взаимодействия.
В последующие десятилетия учебные программы и методики обучения стали ориентироваться на личностные потребности обучающихся. Идеи самоопределения, самостоятельности и активного участия стали важными элементами образовательного процесса. Д. Дьюи подчеркивал социокультурные и личностные аспекты обучения.
Джон Хэтти, новозеландский психолог и образовательный исследователь, автор «Видимого обучения», акцентирует внимание на значимости обратной связи, саморегуляции и вовлеченности учащихся в образовательный процесс.
В России также развивались исследования, связанные с личностно-ориентированным образованием. Работы педагогов и психологов, таких как А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.А. Ясвин, Н.А. Горлова, внесли свой вклад в понимание необходимости учета личностных особенностей учащихся.
Профессор Горлова Н.А. отмечает, что «личностный подход в образовании, провозглашающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, обеспечивает создание условий для свободного развития личности, ее самоопределения и самореализации в процессе воспитания и обучения» [2, с.117].
Однако, несмотря на теоретическое развитие и понимание личностного подхода, сталкиваемся с рядом вызовов в его реализации в современных школах.
- Массовость образования. С увеличением числа учащихся становится сложнее обеспечить индивидуальный подход к каждому. В частности, в г.о. Домодедово в городских школах среднее количество обучающихся в классе 30-32 человека, в сельских доходит до 34, что не позволяет учителю реализовывать личностный подход к каждому ребенку. Строительство новых школ лишь частично снизит нагрузку по контингенту на недолгое время, так как ежегодно количество обучающихся увеличивается в среднем на 1300 -1500 человек.
Для решения проблемы массовости образования, при которой индивидуальный подход затруднён, можно предложить интеграцию гибридных образовательных моделей и технологий, позволяющих учителям эффективно работать с большими группами учащихся. Например, создание сетевых классов, когда ученики сельских и городских школ могут объединяться в «сетевые классы», где часть занятий проводится в гибридном формате (онлайн-лекции, совместные проекты с использованием цифровых инструментов). Для этого необходимо обеспечить школы высокоскоростным интернетом и базовыми устройствами (компьютерами/планшетами), создать городской методический центр, который будет координировать сетевые классы.
Результат: оптимизация ресурсов, возможность индивидуализировать работу с учениками, распределяя обязанности между несколькими учителями.
- Стандартизация и тестирование. Система стандартизированных тестов и требований может ограничивать возможности учета разнообразных потребностей студентов. Стандартизированные методы обучения и тестирования предполагают, что все учащиеся обладают одинаковыми навыками, стилями обучения и способностями. Это приводит к созданию единообразной программы, которая может не соответствовать уникальным потребностям каждого ученика. Единая федеральная программа и учебники, как правило, стремятся обеспечить общий набор стандартов и знаний для всех учащихся. Это может привести к потере гибкости и индивидуализации, что не всегда соответствует принципам личностного подхода, ориентированного на уникальные потребности каждого ребенка. В некоторых школах г.о. Домодедово обучается до 40% инофонов, для которых русский язык является неродным и обучатся по единым программа предоставляется затруднительным.
Для успешной реализации личностного подхода важно сохранять гибкость и учитывать потребности конкретных учеников и образовательных учреждений, что может быть осложнено при слишком строгой стандартизации программ и учебных материалов.
Решением данного вызова может быть разработка и использование цифровых адаптивных тестов, которые меняют уровень сложности заданий в зависимости от ответа ученика. Это позволяет оценивать не только базовые знания, но и индивидуальные достижения.
Как реализовать — создать банк заданий разного уровня сложности, связанный с ключевыми компетенциями, интегрировать адаптивные тесты в образовательные платформы.
- Оценка и стандартизация. Традиционные системы оценки могут не соответствовать индивидуализированному обучению, где каждый ученик может двигаться в собственном темпе. Как измерить успех и прогресс в такой среде?
Нам видится решение в интеграции формативного оценивания, которое заменяет часть стандартных тестов. Учитель оценивает ученика на основе его вовлеченности, навыков решения задач, командной работы и прогресса в течение учебного года.
Как реализовать — внедрить регулярные обратные связи от учителя, создать критерии, отражающие процесс обучения, а не только результат. Пример предложен в приложении.
- Дефицит кадров и, как следствие, увеличение нагрузки на учителей. Учителя начальных классов ведут по 2 класса: в первую и вторую смены, учителя-предметники имеют нагрузку от 30 до 40 часов в классах более 30 человек и говорить о личностном подходе также не представляется возможным.
Проблему необходимо рассматривать на государственном уровне — меры поддержки молодых педагогов и повышение стоимости ставки учителя.
- Обучение и подготовка педагогов. Обучение и поддержка педагогов играют важную роль в успешном внедрении личностного подхода. Организация курсов, семинаров, тренингов, интенсивов по обучению детей для учителей, в том числе использование технологий и адаптации учебных планов должны проводиться систематически, так как многие учителя могут не иметь достаточной подготовки для эффективной реализации современных методик.
Система наставничества достаточно новая технология, но уже успела себя зарекомендовать и дает результат. [2, 153 с.].
- Административные и организационные аспекты. Сложности в управлении данными: собирать, анализировать и использовать данные обучающихся для личностного подхода требует эффективных систем управления данными, которые не всегда доступны. Для эффективного использования платформы необходимо провести обучение административного персонала использованию систем управления данными и анализа результатов для принятия обоснованных решений.
- Культурные и социальные аспекты. Разнообразие и культурные различия: необходимо учитывать разнообразие культурных и социальных контекстов обучающихся. Методики, эффективные для одних, могут быть неприемлемыми для других. В классе учатся дети с разными культурными и языковыми фонами. Некоторые из них воспитываются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках.
Стандартные методики обучения грамоте и чтению могут не учитывать этническое и языковое разнообразие класса. Например, учебные материалы могут быть ориентированы только на один язык или культурный контекст, что создает неравенство и затрудняет учебный процесс для детей с другими культурными фонами. Яркий пример на конкурсе профессионального мастерства, где учитель русского языка в классе, в котором 15 человек для которых русский не является родным, предлагает детям составить слова с помощью суффиксов:
«Тигр + ёнок = тигрёнок
Кошка + ечка = кошкаЕЧКА», — составил ребёнок.
- Сопротивление изменениям. Нежелание учителей и родителей изменять традиционные методы. Некоторые учителя и родители могут сопротивляться изменениям в образовательной практике, опасаясь потери стабильности или неудовлетворенности новыми методами.
Решение этой проблемы видится в обеспечении ясности и объяснении причины изменений и преимущества новых методов. Предоставление учителям и родителям подробную информацию о том, как изменения могут повысить эффективность обучения и соответствовать современным требованиям снизит степень сопротивления. Необходимо постоянно собирать обратную связь от учителей и родителей. Учет их мнений и предложений может сделать изменения более адаптивными и уважительными к их потребностям, содействовать формированию культуры, способствующей изменениям, в образовательной среде. Важно подчеркивать важность открытости к новым идеям и непрерывного обучения.
Преодоление сопротивления изменениям требует внимания к коммуникации, обучению, поддержке и участию всех заинтересованных сторон в процессе изменений.
- Недостаток финансирования. Для успешной реализации личностного подхода требуются дополнительные ресурсы, такие как технологии, учебные материалы и обученный персонал. Недостаток финансирования может стать преградой для внедрения личностного подхода.
Образовательные учреждения могут активно участвовать в грантах и спонсорских программах для финансирования проектов.
Установление партнерств с местными компаниями и предприятиями может привести к финансовой поддержке в обмен на разработку образовательных программ, отвечающих потребностям рынка труда.
Увеличение внебюджетных средств за счет расширения спектра образовательных платных услуг.
Решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего в себя обучение педагогов, разработку эффективных технологических решений, адаптацию системы оценки, управление данными и внимание к культурным особенностям.
Эти меры могут способствовать успешной реализации личностно-ориентированного подхода в современном образовании, что, в свою очередь, может содействовать лучшему развитию учащихся и формированию готовности к жизни в современном обществе.
Приложение
Для реализации системы формативного оценивания и внедрения критериев, отражающих процесс обучения, а не только его результат, можно предложить следующую структуру критериев и механизм их использования.
Шаги для внедрения формативного оценивания:
- Создание структуры формативного оценивания
- Четкие цели: каждый урок или модуль должен иметь конкретные учебные цели, понятные ученикам и учителю.
- Этапы процесса: Оценивание должно учитывать, как ученик работает над заданием, анализирует ошибки и улучшает результаты.
- Введение регулярной обратной связи
- Выработать привычку давать обратную связь: 1 раз в неделю или по итогам модуля/проекта.
- Обратная связь должна быть конструктивной: подчёркивать сильные стороны, указывать на области для развития и предлагать пути улучшения.
- Критерии формативного оценивания
Критерии должны учитывать не только уровень выполнения задания, но и усилия и вовлеченность, глубину понимания материала, способность применять знания на практике, навыки саморефлексии и самооценки.
Пример критериев формативного оценивания. Критерии оценки процесса обучения
Критерий | Описание | Шкала оценки |
Понимание целей задания | Ученик понимает цель задания и может сформулировать, зачем он выполняет эту работу. | 1 — не понимает; 2 — частично; 3 — полностью |
Степень вовлеченности | Ученик проявляет интерес, задает вопросы, выполняет задания активно. | 1 — низкая; 2 — средняя; 3 — высокая |
Самостоятельность | Ученик может находить информацию, решать проблемы и обращаться за помощью, когда это необходимо. | 1 — требует постоянной помощи; 2 — частично самостоятельный; 3 — полностью самостоятельный |
Рефлексия | Ученик анализирует свои ошибки, оценивает свои достижения и делает выводы. | 1 — отсутствует; 2 — частичная; 3 — глубокая |
Работа в команде | Ученик взаимодействует с другими, участвует в обсуждениях, вносит свой вклад в общую работу. | 1 — пассивен; 2 — иногда активен; 3 — активен и конструктивен |
Критерии оценки результатов обучения
Критерий | Описание | Шкала оценки |
Точность выполнения | Задание выполнено правильно, с учетом всех требований. | 1 — низкая; 2 — средняя; 3 — высокая |
Применение знаний | Ученик способен применять полученные знания для решения практических задач. | 1 — слабо; 2 — частично; 3 — уверенно |
Креативность | Ученик предлагает нестандартные идеи или решения. | 1 — отсутствует; 2 — частичная; 3 — высокая |
Практические рекомендации для учителей
- Использование чек-листов и шкал
Разработайте чек-листы, которые помогут фиксировать наблюдения за процессом обучения, например: какие вопросы ученик задает? Как он реагирует на трудности? Как исправляет ошибки?
- Регулярные мини-сессии обратной связи
После каждого задания выделяйте время на обсуждение успехов и сложностей.
Пример структуры обратной связи: что получилось особенно хорошо? Что стоит улучшить? Как это можно сделать?
- Рефлексивные дневники
Учащиеся ведут записи о своих успехах в учёбе, трудностях и способах их преодоления. Учитель оценивает не только результаты, но и способность ученика анализировать процесс.
- Проведение мини-исследований
- Добавьте элементы самодиагностики: попросите учеников оценить свои усилия по каждому из критериев.
- Организуйте групповое обсуждение для взаимной оценки работ, чтобы ученики учились критически мыслить.
Преимущества подхода
- Повышение мотивации учеников за счет акцента на их успехах и прогрессе.
- Поддержка индивидуального подхода за счет учета уникальных особенностей каждого.
- Развитие навыков саморегуляции у учеников, что способствует их самостоятельности в обучении.
- Уменьшение стресса от формального оценивания и улучшение учебной атмосферы.
Такой подход поможет сделать оценивание не только инструментом контроля, но и эффективным средством поддержки и развития учеников.
References
1. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-662. Горлова Н.А. Педагогика личности: учебное пособие / Н.А. Горлова. – Москва: РУСАЙНС, 2020. – 204с.
3. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия. https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/667-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2% D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 28.01.2024г.)
5. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. https://rus-pedagog-themes-dict.slovaronline.com/97-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0% BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4 (дата обращения 28.01.2024г.)
6. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: поиск новой парадигмы. Монография. - М., 1998. - 182 с.
7. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии [Текст] / В.А. Ясвин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 17. № 2. 2020. — С. 295-314.
8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.