Развите конфликтологической компетентности как одно из условий формирования полиэтнической компетентности классных руководителей

UDC 159.9.075
Publication date: 27.09.2016
International Journal of Professional Science №2-2016

Развите конфликтологической компетентности как одно из условий формирования полиэтнической компетентности классных руководителей

The development of conflictological competence as one of the conditions of formation of multiethnic competence of the class teachers

Шалагинова Ксения Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula State Teachers Training University
Аннотация: В статье представлен опыт работы с классными руководителями в условиях поликультурной образовательной среды по развитию конфликтологической компетентности. В условиях поликультурности и как следствие увеличения конфликтности образовательной среды от педагога требуются компетенции по конструктивному разрешению возникающих противоречий

Abstract: The article presents the experience with the class teacher in a multicultural educational environment on the development of conflictological competence. In the context of multiculturalism and as a result increase of conflict in the educational environment from a teacher's required competencies for the constructive resolution of arising contradictions.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, социально-психологический тренинг, классный руководитель, полиэтническая компетентность

Keywords: conflictological competence, socio-psychological training, a classroom teacher, multi-ethnic competence


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-16-71005 а/Ц

Внутришкольные конфликты повседневны. Современные школьники конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Ситуации в указанных системах вполне объяснимы.

Во-первых, конфликты между людьми вообще неизбежны, а между детьми, как активно развивающимися субъектами — регулярны. Дети, как правило, не имеющие опыта разрешения конфликтов и, тем более, не осознающие процессов своего взросления и постепенного вхождения во взрослый мир, не могут самостоятельно выйти из той или иной жизненной ситуации.

Во-вторых, родители, которых так же, как и нынешних детей, никто не учил, каковы причины тех или иных проблем детей и каким образом можно успешно разрешать конфликты, приобретая и наращивая опыт и знания, часто совершают ошибки, иногда — непоправимые.

В-третьих, даже профессиональные и опытные педагоги в силу разных причин и обстоятельств сами допускают в своей работе ошибки при возникновении конфликтов в школе.

Кроме того, современные исследователи отмечают, что конфликтность образовательной реальности имеет тенденцию к разрастанию вглубь (конфликты становятся более острыми) и вширь (появляются новые виды конфликтов).

К педагогу как носителю и транслятору духовно-нравственных качеств в условиях развития поликультурного образования предъявляется еще одно требование, заключающееся в умении определять появление конфликта, прогнозировать возможный ход конфликтного противоборства и поведение оппонентов, уметь оказывать влияние на оппонентов и протекание конфликта, при необходимости – конструктивно разрешать конфликт на объективной основе или хотя бы минимизировать деструктивные формы конфликта и переводить социально-негативные конфликты в позитивное русло.

Анализ литературы позволяет утверждать, что уже на протяжении достаточно длительного периода времени имеет место стабильный интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтологической компетентности, а сама категория «конфликтологическая компетентность» занимает одно из центральных мест в гуманитарных науках.

Основой исследования «конфликтологической компетентности» вообще и применительно к педагогической деятельности в частности следует считать научные исследования в области конфликтологии, как зарубежных ученых (Дж. Бердон, Р. Дариндорф, М. Дойч, В. Зигерт, Г. Зиммель, X. Корнелиус, Е. Мелибруда, В. Сатир и др.), так и отечественных (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Е.И. Степанов и др.).

Различные аспекты проблемы формирования конфликтологической компетентности педагогов затронуты в работах О. А. Ивановой (система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде; 3.3 Дринка (формирование конфликтологической компетентности, дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач); Д.В. Гореловой (формирование у будущих учителей профессионально-педагогической готовности к диагностике и разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде); М.И. Реутова (подготовка будущих учителей к ведению переговоров при разрешении конфликтных ситуаций в школе) и др.

Между тем, несмотря на значительное количество работ, посвященных обеспечению процесса формирования конфликтологической компетентности педагога, современные педагоги не обладают полным набором компетенций, позволяющим им принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях, предотвращать возникновение конфликтов, выступать в роли медиатора, минимизировать возможность проявления деструктивных форм конфликтов, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативного влияния и последствий конфликтов.

На основе теоретического анализа установлено, что конфликтологическая компетентность педагога представляет собой характеристику его личностных, деловых и когнитивных качеств, отражающих уровень знаний, умений и способов по разрешению противоречий между различными субъектами, нивелированию (устранению) конфликтной ситуации или переводу ее в конструктивное русло. Развитие конфликтологической компетентности учителя определяется как расширение его возможностей, повышение способностей и четкое определение мотивов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям педагогической деятельности в условиях конфликтогенной образовательной среды.

Исследование по изучению особенностей формирования конфликтологической компетентности педагогов проводилось на базе одного из центров образования г. Тула. Выборку составили 20 педагогов, имеющих различный стаж педагогической деятельности. Возраст испытуемых от 25 до 65 лет.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет утверждать, в выборке педагогов наиболее предпочитаемой стратегией поведения в конфликте является «приспособление», стратегия выявлена у 36% опрошенных. Для педагогов, предпочитающих приспособление свойственно принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. Лишь 8% респондентов готовы к «сотрудничеству», т. е. поиску решения, учитывающего интересы обеих сторон.

У 65 % респондентов — средний уровень агрессии. Испытуемые, относящиеся к этой категории, хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. Нарушая правила, они не оправдывают себя, стремясь избежать негативной оценки окружающих.

У большинства педагогов в выборке — 64% средний уровень коммуникативного контроля, который проявляется в искреннем, но не сдержанном эмоциональном проявлении. Данная категория педагогов во многом считаются в своем поведении с окружающими людьми.

Большинство опрошенных педагогов имеют средний уровень коммуникативной толерантности и средний уровень эмпатических тенденций.

При этом, коэффициент корреляции свидетельствует о наличии прямой зависимости между способом поведения в конфликте и уровнем агрессивности. Для работы с педагогами нами была разработана формирующая программа.

Цель программы: формирование конфликтологической компетентности педагогов.

Задачи программы: понимание педагогами психологической сущности конфликта, его специфики; осознание негативных эмоций, вызванных конфликтами, их проработка и отреагирование; формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации; снижение уровня агрессивности, враждебности, конфликтности; развитие эмпатии, толерантности, повышение самоконтроля в общении.

Структура занятий:

Программа рассчитана на 16 занятий, продолжительность занятий 60-90 минут, интенсивность занятий 1-2 раза в неделю.

Смысл формирования конфликтологической компетентности педагога заключается в расширении его возможностей, повышении способностей и четком определении мотивов, которые бы оптимально соответствовали требованиям педагогической деятельности в условиях конфликтогенной образовательной среды.

Конфликтологические задачи в деятельности педагогов общеобразовательной школы носят инвариантно-дифференцированный характер и представлены следующими группами задач: по мониторингу конфликта; по профилактике и предупреждению конфликта; по стимулированию конструктивных конфликтов; по разрешению конфликта; по моделированию воспитывающих и обучающих конфликтных ситуаций; по оказанию психологической помощи в конфликте; по организации конфликтологического просвещения (конфликтологического обучения).

Задачи по оказанию психологической помощи в конфликте и организации конфликтологического просвещения являются специфичными задачами сферы психолого-педагогического сопровождения. Задачи по моделированию воспитывающих и обучающих конфликтных ситуаций являются особенностью сферы учебно-воспитательного взаимодействия.

Эффективность программы заключается в развитии эмоциональной сферы, повышению коммуникативных навыков, эмпатии и толерантности, что способствует общему повышению уровня конфликтологической компетентности.

Программа предельно практична и ориентирована на личные результаты участников. В тренинге много информации, которую участникам предстоит усвоить, осмыслить и применить к своей работе.

На основе анализа результатов проведенного исследования и литературы по проблеме исследования (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Гришина Н.В.) нами были разработаны рекомендации для педагогов.

Общие рекомендации педагогам

1. Предупредить конфликты гораздо легче, чем завершить. Стратегия профилактики конфликтов заключается в умении разрешать естественные противоречия, постоянно возникающие в процессе взаимодействия учителей и школьников, неконфликтными способами: путем сотрудничества, компромисса, уступок.

2. Внутренне согласиться с утверждением: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Если человек считает себя опытным и умным, он должен уметь защитить свои интересы и интересы дела, не доводя ситуацию до конфликта, не наживая врага в лице своего оппонента. Поэтому в конфликте ученика с учителем, как правило, неправ учитель. В конфликте учитель — директор обычно неправ директор.

3. Будьте терпимы к инакомыслию учителей и учеников. Помните, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. Они не должны становиться причиной конфликтов. Терпимость к инакомыслию и критике укрепит ваш авторитет и уменьшит число конфликтов.

4. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

o оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

o ухудшают качество мышления;

o снижают объективность оценки окружающих;

o по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

5. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

6. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

7. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты.

8. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

9. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

10. Конфликт — это «айсберг», у которого видимая часть обычно не является главной. Умейте определить скрытое содержание конфликта, выявить, где интересы школьников или учителей сталкиваются. Регулируя свои конфликты и конфликты у подчиненных, разрешайте основное, часто скрытое противоречие, вызвавшее борьбу, а не ограничивайтесь устранением внешних поводов конфликта.

Общие рекомендации классным руководителям по решению конфликтной ситуации

1. Признать существование конфликта

2. Определить возможность переговоров. Увы, взрослые, а педагоги в особенности, чаще наставляют на путь истинный, но редко говорят с учениками на равных.

3. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

4. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Профилактика конфликтов

Приведем несколько простейших примеров, описанных в психологической литературе.

1. Подавление собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то первой вашей реакцией будет раздражение и повышение голоса. Постарайтесь подавить эту реакцию, отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией), и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на спокойный тон.

2. Неожиданное решение. Чего обычно ждут от своего руководителя провинившиеся? Наказания. Это относится и к учащимся. А как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Очевидно, для всех вас эти ответы являются aксиомами. Откажитесь от них! Особенно тогда, когда вы чувствуете, знаете, понимаете, что ученик смирился со своим положением и не ждет от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему предпочтение перед другими, дайте ему ответственное поручение. Делайте это гласно, высказывая уверенность, что он его выполнит. Большой воспитательный заряд несут эти решения. Они окрыляют ученика. Но делать это надо тогда, когда сумеете затронуть душу человека своим доверием, которое превосходит страх риска. Используйте оружие великодушия. Не бойтесь применять неожиданные для ученика решения. Не бойтесь рисковать.

3. Авансированная похвала. Дав кому-нибудь задание и не будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы убедитесь, что ваша похвала в аванс оправдала себя: ученик будет старателен.

References

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2014. - 363 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 441 с.
3. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе: Методология, теория, практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.В. Базелюк. - Екатеринбург, 2005. - 45 с.
3. Башкин, М.В. Конфликтная компетентность личности: автореф. дис. ... канд. психолог, наук: 19.00.05, 19.00.01 / М.В. Башкин. - Ярославль, 2009. -26 с.
5. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г.С. Бережная. - Калининград, 2009. - 341 с.
6. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус // Интернет- журнал "Эйдос" // Режим доступа: http//eidos.ru/journal/htm [дата обращения: 17.05.2016].
7. Володина, С.А. Конфликтологическая компетентность классного руководителя: содержание, формы и методы подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Володина. - Москва, 2010. - 23 с.
8. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.
9. Ярычев, Н.У. Конфликтологическая культура учителя и ее развитие в самообучающейся организации / Н.У. Ярычев, Д.Ф. Ильясов. - Челябинск: Челяб. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; Грозный: Чеч. ин-т повышения квалификации работников образования, 2011.-354 с.