Theaterization as a method of directing theaterized performance and holidays

UDC 791.6
Publication date: 30.09.2021
International Journal of Professional Science №8-2021

Theaterization as a method of directing theaterized performance and holidays

Театрализация как метод режиссуры театрализованных представлений и праздников

Mishina T. V.
Podolskaya I. N.
Samsonenko T.A.

1. PhD in Philosophy, Associate Professor of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
2. Senior lecturer of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
3. Doctor of Historical Sciences, Professor of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism


Мишина Т.В.
Подольская И.Н.
Самсоненко Т. А.


1. Кандидат философских наук, доцент Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
2. Старший преподаватель Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
3. Доктор исторических наук, профессор Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Аннотация: В статье представлена методология научных исследований понятия «театрализация». Определена возможность рассмотрения театрализации как метода режиссуры театрализованных представлений и праздников. Описана история применения данного метода начиная с античного периода. Выделены и описаны три вида театрализации: компилированная, оригинальная, смешанная.

Abstract: The article presents the methodology of scientific research of the concept of "theatricalization". The possibility of considering theatricalization as a method of directing theatrical performances and holidays is determined. The history of the application of this method starting from the ancient period is described. Three types of theatricalization are identified and described: compiled, original, mixed.
Ключевые слова: театрализация, зрелище, режиссер, театрализованное представление, праздник.

Keywords: theatricalization, spectacle, director, theatrical performance, holiday.


Несмотря на тот факт, что театрализация и другие формы театральной культуры занимают важное место в подготовке и проведении праздничных событий, на данный момент среди исследователей нет определенного единого понимания, универсальной трактовки понятия театрализация, ее функций и того места, которое она занимает в других сферах деятельности. Метод театрализации не получил должного исследования. С другой стороны, важно понимать, что отсутствие правильной теоретической базы негативно сказывается на результатах работы режиссеров-практиков, которые активно используют метод театрализации в своей деятельности, именно поэтому исследование театрализации как творческого метода в рамках режиссура является актуальным и важным вопросом, требующим изучения.

А.А. Конович полагает, что «… наиболее частой ошибкой практиков, обусловленной чисто эмпирическим подходом к театрализации, является его понимание как введение художественного материала (фрагмент фильма, сцены из спектакля, музыка, музыка, танец, концерт, перформанса) в празднично-церемониальном действии. Таким образом, он эквивалентен художественной иллюстрации, представляя, по сути, лишь наиболее сложную ее разновидность» [5].

Л. В. Демина понимает театрализацию, как: «… организация единого действия на основе драматургического (сценария) и режиссерского замысла, подчинение всех элементов события себе» [3].

Суть метода театрализации заключается в том, чтобы привести к гармоничному совместному движению элементы театрализованного представления. В качестве таких элементов может быть использован свет, звук, декорационное оформление, элементы сценографии, актеры. Театрализация представляет собой творческий метод, который является крайне сложным для воспроизведения, потому что сочетает в себе различные элементы процесса, такие как организация, методология и, конечно же, психология. Характер театрализации дает возможность реализовать два функциональных аспекта: художественный и социально-психологический. Метод театрализации воздействует на зрителя с воспитательной точки зрения, а также представляет собой художественную форму.

Главная цель метода заключается в необходимости создать такую ситуацию, в которой каждый зритель становится частью единого настроения, проникается единым духом, который изначально закладывает в свой замысел режиссер.

В. Ф. Кудашев отмечает, что «театрализация как художественное явление имеет глубокие корни, которые заложены как в национальных, так и в профессиональных традициях развития искусства» [6]. Метод театрализации и театрализованных представлений находит начало своего существования в Древней Греции. Представления, ритуальные обряды в рамках празднования Дионисий являются основой появления праздничной культуры в целом. Театрализация использовалась в этих обрядовых представлениях и представляла собой совместное использование нескольких элементов выразительности, таких как слово, пластика, музыка, которые становятся единым целым.

Сегодня роль метода театрализации постепенно становится все более значительной. Часто под методом театрализации понимается наполнение праздника элементами художественной выразительности, организация деятельности по законам театра, как сложный творческий метод, имеющий глубокую социально-психологическую основу и наиболее близкий к искусству театра.

В то же время театрализация, как отмечает исследователь И.В. Прокофьева, «может быть не связан с драматическим действием, потому что, в отличие от драматизации, он направлен не только на текстовую структуру: постановку диалогов, создание драматического напряжения и конфликтов между персонажами, динамику действия, при этом не требует наличия конфликтов, скрипта, ролевой системы» [9].

Ф.Т. Бегишева обращает внимание на то, что «современное понимание театрализации формируется в контексте формирования нового типа мышления, в коммуникативных условиях современного виртуального экрана, когда сама социальная среда становится носителем обеих эстетик. Появление нетрадиционных форм искусства, работающих с обязательным участием публики, когда имитация реальности была заменена игрой реальности, актуализирует позиции радикального переосмысления проблемы формирования эстетической практики» [1].

Н. Я. Макарова в процессе изучения метода театрализации, приходит к выводу, что «научное понимание термина театрализация в конце ХХ века позволяет рассматривать игровые приемы, интерактивные в контексте театральных технологий как особый прием действия, основанный на системе К.С. Станиславского, на теории действия и параметрах взаимодействий П.М. Ершова» [7].

Исследователи понимают театрализацию как:

  • как игровое средство;
  • как компонент театральной педагогики;
  • как вид театральной технологии.

Н. Н. Евреинов обращал особое внимание на тот факт, что театрализация как творческий метод может быть активно использована в работе с детьми в образовательных учреждениях. Театр является важной сферой, в которой свои творческие способности могут реализовать дети, театр также связано не только с воспитательными целями, но и с ощущением праздника, которому дети готовятся, проводя большое количество времени в репетиционных процессах. Работа в театральных студиях, кружках позволяет ребенку развивать свои психические функции, свои таланты и творческие способности, а также базовые человеческие навыки взаимодействия с другими людьми [4].

Театрализация является переосмыслением действительности средствами искусства. Драматизация является театрализацией, но без художественно-образного начала. Игра находится на перекрестке театрализации и драматизации.

С.К. Борисов, изучая метод театрализации, предлагает различать две ее стороны [2]:

  • Театрализация сценария: творческий способ преобразования жизни, документальный материал в художественный сценарий.
  • Театрализация режиссера: творческий способ доведения сценария до формы образного художественного представления через систему изобразительных, выразительных и аллегорических средств.

Л. И. Футлик и Р.П. Козлова в словаре «Режиссура массового театрализованного представления» подробно рассматривают театрализацию, выделяют три типа театрализации: «компилированная, оригинальная, смешанная» [12]. Остановимся на этом аспекте подробнее.

Театрализация компилированного или комбинированного вида представляет собой отбор и использование различных образов, уже существующих. Режиссер осуществляет связь этих элементов с помощью собственных ходов. Такой метод театрализации используется при создании концертов. Здесь важно понимать, что при использовании метода компилированной театрализации важно сначала выделить смысловое ядро того образа, который был отобран режиссером. Именно этот смысловой центр будет является основополагающим при выборе средств театрализации.

Театрализация оригинального вида – самый сложный вид театрализации, который подразумевает создание собственных, оригинальных образов. Этот способ используется для театрализации в документальном жанре. Здесь необходимо соединить документальный, реальный материал и созданный на его основе художественный образ таким образом, чтобы продемонстрировать эмоциональную составляющую этого материала. Данный подход является сложным для воспроизведения, так как требует тщательной подготовки и осмысления. Режиссеру в данном случае потребуется готовить каждый номер программы в отдельности, чтобы каждый из них отражал документальный материал, который является основой будущей постановки.

Театрализация смешанного вида — использование первого и второго типов.

Этот метод заключается как в создании нового, так и использовании уже созданных образов. Этот метод построен на основе тематически оправданного соединения этих образов.

А. А. Рубб, обсуждая специфику театрализации в концерте, подчеркивает, что «театрализация означает, что такой концерт имеет, прежде всего, единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру и театральному исполнению, а именно: ход сюжета, сценическое действие, постановка, персонификация по ролям ведущих, сценография, живописная атмосфера» [10]. Метод театрализации раскрывает эмоциональное содержание постановки, помогает более глубоко раскрыть идейное и тематическое содержание постановки.

Режиссер, искусствовед Т.Ю. Смирнягина подчеркивает, что «в сочетании фактов из жизни и фактов искусства возникает новая мифологическая парадигма жизни, основанная исключительно на идеалах древнейших кодексов человеческого мировоззрения» [11].

В развитии театрализации в режиссерском искусстве главная роль принадлежит наследникам К.С. Станиславского – Мейерхольду, Вахтангову, М. Чехову.

Биомеханика Мейерхольда представляет собой систему внутреннего обоснования существования различных театральных форм, а также процесс поиска определенных приемов, которые происходят внутри личности, которые приводят к соответствующему поиску соответствующих внешних методов, которые перерастают в организацию творческого метода.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что на данный момент существует большое количество различных трактовок понятия театрализация, современные исследователи приходит к выводу о том, что это явление является достаточно сложным и рассматривают метод театрализации по-разному. В качестве основополагающих моментов выделяем следующие:

  • театрализация как художественное явление имеет глубокие корни, уходящие в историю Древней Греции и культа Диониса;
  • театрализация имеет в своей основе единый художественный сценический образ;
  • театрализация реализуется в трех разновидностях: компиляционный, оригинальный и смешанный;
  • театрализация сценария представляет собой творческий способ преобразования жизненного, документального материала в художественный сценарий;
  • театрализация также может быть основой воспитательной и творческой работы в образовательных учреждениях с детьми.

References

1. Бегишева Ф.Т. Предпосылки формирования театрализации// Вестник Казанского гос. Ун-та культуры и искусств. -2010. -№2. -С.40-44
2. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа / С. К. Борисов. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2005. - 216с.
3. Дёмина Л.В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры. // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусства. -2011. -№1. -С.103-107
4. Евреинов Н.Н. Театрализация жизни // Демон театральности. Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. Летний сад, М.; СПб., 2002. 535с.
5. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.- попул. — М.: Высш. шк., 1990. — 208 с
6. Кудашов В.Ф. Инновационные технологии в режиссуре художественно-спортивных праздников // StudNet. – 2020. – Т. 3, № 8. – С. 214-221.
7. Макарова Н.Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов : дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 284 с.
8. Макарова, Е.А. Организация концертно-зрелищной деятельности: методическое пособие для работников культуры / Е.А. Макарова, С.Б. Мойсейчук, И.Л. Смаргович. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 170 с.
9. Прокофьева И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности :Диссертация канд. пед. наук / И.В.Прокофьева. Тюмень, 2002. - 161с.
10. Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт: организация и проведение. Конспект лекций. Изд. третье. Пере раб. и доп.- М.: АПРИКТ, 2005 - 67 с.
11. Смирнягина Т.Ю. Мифопоэтические истоки пластического театра // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – т. 194. – C. 65-71.
12. Футлик Л. И., Козлова Р.П. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь. /Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ "ДИККС",1999.-113с.