Bases of development of land-manufacturing and cadastral documentation in relation to land plots in the period of formation of the state land caster in the Russian Federation

UDC 332.37
Publication date: 30.09.2019
International Journal of Professional Science №9-2019

Bases of development of land-manufacturing and cadastral documentation in relation to land plots in the period of formation of the state land caster in the Russian Federation

Основы разработки землеустроительной и кадастровой документации в отношении земельных участков в период становления государственного земельного кадастра в Российской Федерации

Preobrazhenskaya Natalya Alexsandrovna
Supervisor:
Badulina Natalia Ivanovna

1. a 2nd year undergraduate student of the Land Management and Cadastre course of the
Baltic Federal University. I. Kant.
2. Deputy Director of the branch of the Federal State Budgetary Institution "Federal Cadastral Chamber of the Federal Registration Service" in the Kaliningrad region


Преображенская Наталья Александровна
Научный руководитель:
Бадулина Наталья Ивановна

1. студентка 2 курса магистратуры направления «Землеустройство и кадастры»
Балтийского федерального университета им. И. Канта.
2. заместитель директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Калининградской области
Аннотация: The article discusses the basis for the development of land management and cadastral documentation in respect of land plots in the period of the formation of the state land cadastre in the Russian Federation.

Abstract: В статье рассматриваются основы разработки землеустроительной и кадастровой документации в отношении земельных участков в период становления государственного земельного кадастра в российской федерации.
Ключевые слова: cadastral registration, land management object, map (plan) of borders, land plot, land management case, land survey materials.

Keywords: кадастровый учет, объект землеустройства, карта (план) границ, земельный участок, землеустроительное дело, материалы межевания.


«Конституция Российской Федерации»  принята всенародным голосованием 12.12.1993.

С данной даты можно отсчитывать новый этап в развитий нашего государства.

Одним из первых вопросов стоящих на повестке дня был вопрос о земельной реформе. В СССР вся земля принадлежала государству и в создании системы учета земли как объекта недвижимости необходимость отсутствовала.

После принятия ряда законодательных актов и начала свободного хождения земли, как объекта сделки потребовалось создать систему учета объектов недвижимости и систему регистрации прав на объекты недвижимости.

Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131

С 31 января 1998 г. начали действовать Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219.[4]

Первый закон о системе учета земельных участков назывался «О государственном земельном кадастре» и принят 2 января 2000 года.[1]

Как результат каждый земельный участок имеет такие характеристики, которые позволяют индивидуализировать его из других земельных участков. Это в дальнейшем позволяет провести его экономическую оценку. Итогом государственного кадастрового учета земельных участков является присвоение каждому земельному участку индивидуального кадастрового номера.

Для создания эффективной системы потребовалось установить, что государственному кадастровому учету подлежали все земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Ранее учтенные документы признавались действительными. Данное положение устанавливалось статьей 7 Закона, в которой говорилось, что до вступления в силу настоящего Федерального закона государственный кадастровый учет проводившийся на территории Российской Федерации, является юридически действительным.[2]

Указанным законом  обеспечивалась непрерывность и актуальность обмена информацией. Данная статья устанавливала, что органы осуществляющие регистрацию (в том числе, специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, или учет отдельных видов недвижимого имущества, территориальных зон и природных ресурсов) обязаны бесплатно в течении 10-ти дней направить информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.

Ведение же самого государственного земельного кадастра устанавливалось в главе IV указанного закона.

Глава среди других содержала статьи:

— статья 17 «Порядок ведения государственного земельного кадастра»

— статья 19 «Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков».

Статьей 17 устанавливалось, что ведение государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации осуществляется по единой методике.

Непосредственно ведение государственного земельного кадастра представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.[2]

В документы государственного земельного кадастра вносятся сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках. Данные сведения вносятся на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.

Согласно порядку проведения государственного кадастрового учета земельных участков государственный кадастровый учет проводится:

— по месту нахождения земельных участков

— в обязательном порядке

— на всей территории Российской Федерации по единой методике.

Указанные требования позволяли принимать другие подзаконные акты, в том числе и те, которые устанавливали требования к форме документов предоставляемых на государственный кадастровый учет.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица, в целях проведения государственного кадастрового учета земельных участков должны были подавать заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные документы подавались в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра.[3]

Соответственно, вышеуказанные документы должны быть надлежащим образом оформлены. Это требование напрашивалось после изучения пунктов являющихся основанием для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, а именно:

— не подлежали приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Само получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждалось соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.

Непосредственно государственный кадастровый учет земельных участков проводился в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета земельного участка.

По результатам проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдавались удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за осуществление процедуры постановки на государственный кадастровый учет с заявителей не взималась.

На тот момент требования к оформлению документов о межевании земельных участков, необходимые для постановки на государственный кадастровый учёт регулировались несколькими документами:

— законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ;

— положением о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 07.06.2002 № 396;

— методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003.

Законом о землеустройстве устанавливалось, что земельный участок является объектом землеустройства и, следовательно, в отношении него действуют требования к форме документов оформляемых в результате землеустройства.[4]

Положением о проведении землеустройства определялось несколько важных моментов:

— какие работы включают в себя упорядочение существующих объектов землеустройства и образование новых;

— что образование новых земельных участков может осуществляться путем деления существующего земельного участка на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок;

— что при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могли быть затронуты межеванием. Осуществляется это путем извещения заинтересованных лиц в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

— и главное перечислялись работы, которые включались в межевание объектов землеустройства:

а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

б) описания местоположения границ объекта землеустройства, т.е. закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства.[1]

Оформление карты (плана) объекта землеустройства в свою очередь происходило согласно требованиям, установленным именно методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003.

Что же из себя представляли документы, предоставленные для кадастрового учета.

Необходимо отметить, что в составе карты (плана) объекта землеустройства включался карта (план) границ земельного участка. Указанное пояснение необходимо для дальнейшего понимания.

Итак, карта (план) границ земельного участка составлялся в масштабе, удобном для его размещения на одном листе формата А4 или А3.

В случае, если  карта (план) границ муниципального образования или другого административно — территориального образования не умещается на одном листе, то допускалось размещать ее на нескольких листах. В этом случае на каждом листе указываются его номер и схема размещения листов.

На карте (плане) границ объекта землеустройства в обязательном порядке показывались:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) границы объекта землеустройства и номера межевых знаков;

3) размеры объекта землеустройства (отображаются в виде площади, дирекционных углов и горизонтальных проложений);

4) описание границ смежных объектов землеустройства (описание смежеств);

5) выходы координатной сетки;

6) направление «Юг — Север»;

7) масштаб.[1]

Карта (план) объекта землеустройства дополнительно к сведениям, которые показываются на карте (плане) границ объекта землеустройства, содержал сведения:

1) о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества.

На основе имеющихся документов, на карте (плане) объекта землеустройства отображаются сведения о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами. Данные сведения указываются только по желанию заинтересованного лица (лиц) и с согласия правообладателя земельного участка.

В случае если заданием на выполнение работ предусмотрено отображение сведения о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества, они отображаются на карте (плане) объекта землеустройства. В противном случае, эти сведения отражаются в пояснительной записке в необходимом объеме (согласно требованию нормативных  правовых  актов по  ведению государственного земельного  кадастра).

Площади частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, вычисляются с точностью не ниже графической точности карты (плана) объекта землеустройства.

Любые исправления (подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления) на карте (плане) объекта землеустройства (карте (плане) границ объекта землеустройства) не допускаются. Также не допускается исполнение карандашом.

В дальнейшем такие документы формировались в более объемный документ под названием «землеустроительное дело».

В землеустроительное дело включались материалы межевания в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) пояснительная записка;

4) сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

5) задание на выполнение работ;

6) копия документа, удостоверяющего права на землю, или правоустанавливающего документа;

7) технический проект;

8) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

9) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

10) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

11) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в  местной системе координат;

12) карта (план) границ объекта землеустройства.[1]

При разделе земельного участка карта (план) земельного участка (карта (план) границ земельного участка) составлялся на каждый вновь образованный земельный участок.

Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждались Росземкадастром или его территориальными органами.

Итак, землеустроительное дело представляло собой достаточно объемный документ, включающий различные материалы.

Кроме того этот документ утверждался органами Росземкадастра ответственными в том числе и за ведение государственного кадастрового учета.

Следовательно, после проверки и утверждения землеустроительного дела дальнейшее его применение не должно было вызывать каких-либо сложностей.

References

1. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., N 2, ст. 149
2. Федеральный закон от 03 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».-Москва: Проспект, 2017. – 128 с.
3. Волков, С. Н. Землеустройство и кадастр недвижимости : учеб. пособие / С. Н. Волков, А. А. Варламов, С. А. Гальченко. – М.: ГУЗ, 2010. 336 с.
4. Варламов А. А., Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости / Под ред. А. А. Варламова. — М.: КолосС, 2012. — 679 с.: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).