Theoretical and methodological foundations for the development of scientific and methodological competence of a teacher in a secondary vocational education institution

UDC 37
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Theoretical and methodological foundations for the development of scientific and methodological competence of a teacher in a secondary vocational education institution

Теоретико-методологические основы развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования

Lepeshinskaya Alexandra Borisovna,


master's student, Smolensk State University


Лепешинская Александра Борисовна,

магистрант, Смоленский Государственный Университет
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию категории «научно-методическая компетенция» на примере преподавательского состава среднего профессионального образования. Также в ходе исследования проводится выявление недостатков рассматриваемой категории, и предлагаются обоснованные предложения по их устранению и совершенствованию системы преподавания СПО. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы исследования теоретико-методологических основ развития научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования

Abstract: This article is devoted to the study of the category “scientific and methodological competence” using the example of teaching staff of secondary vocational education. Also, during the study, the shortcomings of the category under consideration are identified, and reasonable proposals are made to eliminate them and improve the system of teaching secondary vocational education. In connection with the above, the author of this article made an attempt to scientifically analyze and critically comprehend the problem of researching the theoretical and methodological foundations of the development of scientific and methodological competence of a teacher at a secondary vocational education institution
Ключевые слова: развитие образования, компетенция преподавателя, учреждение СПО, научно-методическая компетенция.

Keywords: development of education, teacher competence, establishment of secondary vocational education, scientific and methodological competence.


Научно-методическая компетенция преподавателей — категория многогранная и сложная, поэтому чтобы эффективно реализовывать свои полномочия педагогам необходимо выявить недостатки в своей деятельности и точно понимать, в чем заключается ее суть.

Под преподавательской компетенцией понимается совокупность знаний, навыков и опыта в социальной сфере, интеллектуальной сфере и психологии, которые педагог осваивает за счет своих внутренних и внешних потенциальных ресурсов. [5, с. 208]

Развитие преподавательской компетенции входит в состав концепции общего профессионального развития, которая в свою очередь связана с компетентностным подходом. Общеизвестно, что повышение компетенции педагогов в профессиональных учебных учреждениях, в первую очередь, связано только с количественным увеличением уровня знаний, навыков и опыта, что вовсе не означает их переход в новое качество. Благодаря компетентностному подходу преподаватель имеет возможность совершенствовать квалификацию, реализовывать свой потенциал и проявлять индивидуальный подход к образовательной деятельности. Насколько высокой может стать степень научно-методической компетенции преподавателя зависит от его восприимчивости к новым знаниям, способности их усваивать, отношений со студентами и коллегами, мотивации к обучению и т.д. [4, с. 24]

Как показывает практика изучения вопросов связанных с реформированием системы образования, именно компетенция и компетентность являются основными аспектами ее модернизации.

Научно-методическая компетенция входит в состав профессиональной компетентности преподавателя и представляет собой умение педагога проявить в своей профессиональной деятельности в ходе реализации образовательных программ полученные им знания, навыки и способности

Главная цель работы заключается в рассмотрении квалификации педагога СПО с точки зрения преобладающей составляющей в процессе обучения студентов. Согласно данным научных работ, педагогический процесс будет успешным только в том случае, если он реализуется в благоприятных условиях. Подобная ситуация происходит и касаемо развития квалификации педагогов СПО. [4, 9].

Для успешного развития научно-методической компетенции педагогов СПО необходимо соблюдение следующего ряда условий и обстоятельств: [2, с. 116]

— проанализировать специфику процесса обучения по программе среднего профессионального образования;

— изучить ключевые аспекты совершенствования системы СПО;

— осмыслить в чем заключается суть преподавательской компетенции, выявить ее специфику и потенциал реализации в учебном процессе с учетом применения научных подходов (компетентностного, синергетического, системного и т.д.);

— изучить теоретические и практические подходы развития профессиональной компетенции педагогов в современном процессе обучения, а также опыт работы инновационных учреждений в сфере образования.

В рамках настоящего исследования целесообразно выделить три стадии формирования развития совокупных знаний и навыков, составляющих научно-методическую компетенцию преподавателей СПО: репродуктивная, инновационная и креативная. Все стадии взаимодополняют друг друга, взаимодействуют друг с другом и образованы в соответствии с условиями компетентностного подхода. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Репродуктивная стадия состоит из двух блоков, каждый из которых охарактеризован далее.

  1. Педагог должен видеть и осознавать процесс преподавания как единую систему, а именно: [7, с. 58]

— обладать теоретическими и практическими знаниями в сфере осуществляемой деятельности, а также следовать принципам компетентностного и системного подходов, и свободно ориентироваться в их основах;

— изучать все стороны научно- методической деятельности педагогов как изнутри, так и с учетом влияния внешних факторов в целях повышения своей компетенции;

— изучать основы построения образовательных моделей и программ, ключевые основы планирования;

— реализовывать на практике свою профессиональную деятельность в ходе образовательного процесса посредством построения планов, целей, задач и моделей, а также использования различных форм и способов преподавания;

— осваивать методы прогнозирования в педагогике, анализировать и сопоставлять прогнозы и полученные результаты и активно развивать практические навыки в данной сфере.

  1. Преподаватели СПО должны быть готовы к принятию опыта педагогов других учебных заведений и внедрению его в сфере своей профессиональной деятельности. Для этого необходимо:

— изучить закономерности, особенности и способы преподавания коллег и применить их на практике;

— организовать в рамках процесса обучения мероприятия по обмену опытом между преподавателями (проведение совместных лекционных и практических занятий, посещение обучающих конференций, семинаров и т.д.).

  1. Педагогу требуется сформировать предметную область своей научной деятельности, а именно: хорошо разбираться в дисциплине, которую он преподает с учетом различных нововведений и изменений, а также уметь работать с поступающей научной информацией: анализировать, обрабатывать, оценивать, хранить и доносить до студентов и слушателей.

Следующая стадия – инновационная, и она состоит из пяти блоков, каждый из которых охарактеризован далее. [3, с. 55]

  1. Инновационные технологии. От преподавателя требуется умение осваивать и использовать на практике современные инновационные технологии в сфере коммуникации, обмена и передачи учебной информации. Также необходимо формирование понятия о том, что используемый метод обучения является уникальной ценностью каждого педагога.
  2. Анализ и прогнозирование. В своей профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать следующими навыками: умение моделировать процессы обучения (анализ, синтез и обобщение) и прогнозировать (предвидеть) ход развития событий в ходе занятия; проводить сбор необходимой информации для прогнозирования и анализа; использовать дедукцию и т.д. Реализовать вышеуказанные мероприятия возможно посредством творческих заданий, командных игр, тренингов, «мозгового штурма» и прочее.
  3. Научная и методическая деятельность. Для эффективной организации образовательного процесса необходимо разработать программу обучения в определенной форме, при этом разделить ее на этапы, поставить цели и задачи освоения материала. Данное условие может быть выполнено путем создания УМК (учебно-методического комплекса) по каждой дисциплине. Все виды научно-методической деятельности осваиваются сначала на теоретических занятиях и лекциях, где образовательный процесс преподаватель выстраивает по своему усмотрению, и непосредственно на практике, где студент может реализовать полученные знания и навыки.
  4. Совершенствование личностных качеств. Педагог при осуществлении своей деятельности обязан придерживаться профессиональной этики, характерной для отечественных образовательных учреждений, а также заниматься постоянным самосовершенствованием в контексте своей профессии: заниматься научной деятельностью, участвовать в разработке научных программ и т.д. Сегодня одной из важнейших задач в рассматриваемой области является избавление от стереотипного «образа» педагога, для чего преподавателям требуется более активно и открыто взаимодействовать со студентами, вести дискуссии на изучаемые темы, давать возможность высказать свое мнение, проявить себя и т.д.
  5. Способность к рефлексии. Педагог должен научиться самокритичности, воспринимать себя как субъекта системы образования и смотреть на себя глазами студента; а также анализировать свой опыт, знания и на основе проведенного анализа выявлять достоинства своей деятельности, которые можно усовершенствовать и недостатки, которые можно устранить.

Следующая стадия – креативная, и она состоит из двух блоков, каждый из которых охарактеризован далее. [6, с. 144]

  1. Педагог должен иметь возможность заниматься всеми видами профессиональной деятельности: исследования, наука, методология и прочее. Все виды научно-методической деятельности реализуются сначала на теоретических занятиях и лекциях, где образовательный процесс преподаватель выстраивает по своему усмотрению, и непосредственно на практике, где студент может реализовать полученные знания и навыки.
  2. Важнейшими качествами преподавателя с точки зрения творческого (креативного) подхода к образовательному процессу являются: способность адаптироваться к изменениям (самоизменяться), генерировать новаторские идеи, разрабатывать инновационные методические программы обучения, нестандартно мыслить и доносить свои идеи до слушателей, проводить педагогические эксперименты, принимать ответственность за результаты своей деятельности.

По мнению П.Я. Гальперина, преподавательская компетенция в учреждениях СПО, (как и умственная деятельность педагогов в ходе ее реализации) в процессе своего развития должна проходить несколько уровней, характеристика которых приведена далее. [8, с. 81]

  1. Актуализирующий уровень. Основная цель педагога на данном уровне – осознать необходимость (актуальность) формирования его компетенции, повышения личностных качеств, самосовершенствования, развития своей научно-методологической деятельности.
  2. Технологический уровень. Основная цель педагога на данном уровне – освоить коммуникативные навыки и инструменты общения, а также технологические умения с области своей профессиональной деятельности. Необходимо развивать в себе личностные качества, быть ориентированным на организационное развитие, что в итоге подготовит педагога, работающего в учреждении СПО к реализации научно-методической деятельности.
  3. Креативный (конструктивный) уровень. Преподаватель развивает свои творческие способности, проявляет нестандартный подход к проведению лекционных и практических занятий, саморазвивается, стремится к самореализации и пересматривает свой опыт, в целях самосовершенствования.
  4. Коррекционный уровень. Основная цель педагога на данном уровне – взаимодействие с коллегами, в том числе из других учреждений СПО, обмен знаниями, опытом, разработка совместных профессиональных образовательных программ.

Для того чтобы преподавательская компетенция имела эффект и успешно реализовывалась, необходимо проводить мониторинг и следить на каком уровне развития она находится. Благодаря мониторингу возможно построение отлаженной системы обратной связи. Мониторинг проводится в отношении конкретных объектов, то есть обладает признаком адресности и имеет конкретную направленность, то есть призван решить четко поставленные задачи. Как показывают исследования и научная практическая деятельность, мониторинг целесообразно проводить посредством определенных систем, когда преподаватель осуществляет сбор, анализ и оценку информации.

Сегодня существует множество подходов и методов оценки научно-методической педагогической компетенции, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, поскольку данная категория профессиональной деятельности нуждается в объективной, комплексной и систематической оценке. К сожалению, противоречия между указанной необходимостью и реальным положением дел до сих пор являются нерешенными, поскольку фактически на практике техника измерения и оценивания результатов научной и методологической деятельности педагогов находится на низком уровне. Оценка развития рассматриваемой категории сегодня осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными для СПО, то есть методы, способы и критерии оценки, применяемые в ВУЗах, здесь не используются. [1, с. 204]

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы развития педагогической компетенции преподавателей СПО изучены довольно слабо и в основном нашли отражение в научных трудах и учебной литературе по психологии и педагогике.

Рассматриваемые в рамках настоящей статьи стадии и уровни развития профессиональной компетентности преподавателей в системе СПО, могут привести к повышению эффективности указанной компетенции и ее успешной реализации, что благоприятно повлияет на образовательный процесс в целом.

References

1. Артемьева, А. А. Научно-методическая деятельность преподавателя в учреждениях среднего профессионального образования / А. А. Артемьева // Студенческая наука и XXI век. – 2019. – Т. 16, № 1-2(18). – С. 203-205.
2. Коржавина, Т. Н. Подготовка преподавателей к компетенциям цифровой экономики для организаций среднего профессионального образования / Т. Н. Коржавина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2022. – № 1(167). – С. 111-129.
3. Наумченко, С. А. Цифровая трансформация среднего профессионального образования как ресурс развития профессиональных компетенций преподавателей / С. А. Наумченко, О. П. Осипова // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 51-61.
4. Научно-методическая деятельность в учреждении среднего профессионального образования как фактор совершенствования профессиональной компетентности преподавателей / В. Н. Амыкова, Б. В. Очиров, Б. А. Хайчеева, Б. Н. Эренженова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 80-5. – С. 22-26.
5. Сазанов, А. Н. Методическая компетентность преподавателей среднего профессионального образования / А. Н. Сазанов // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 1. – С. 206-209.
6. Сергеева, М. Г. Формирование базовых педагогических компетенций преподавателей среднего профессионального образования / М. Г. Сергеева // Профессиональное образование и общество. – 2020. – № 4(36). – С. 138-159.
7. Филимонюк, Л. А. Развитие профессиональных компетенций преподавателя в условиях интеграции среднего и дополнительного профессионального образования / Л. А. Филимонюк // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". – 2020. – № 2. – С. 54-62.
8. Чиняева, С. А. Развитие творческих компетенций преподавателей среднего профессионального образования / С. А. Чиняева, В. В. Жданов // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 4(28). – С. 78-82.