Abstract: This article analyzes the issue of developing the motivational sphere of adolescents for playing sports, and also proposes the author’s methodology aimed at developing the motivational component of physical culture among athletes involved in athletics. This solution was applied in theoretical and practical athletics classes, during which it showed excellent results. Among the main ones: the formation of physical culture of the individual; increasing interest in leading a healthy lifestyle; increased need for physical activity during the day. The positive impact of the technique on the experimental group suggests the need for its wider implementation in educational practice.
Keywords: motor activity, athletics, pedagogy, motivation, physical culture of the individual.
Сегодня мы не можем говорить об оптимальном уровне приобщенности подростков к физкультурно-спортивной деятельности. Зачастую детям проще пассивно воспринимать спортивную информацию, а не активно заниматься физкультурной деятельностью. Но именно от двигательной активности зависит качество здоровья современной молодежи и распространенность различных заболеваний [3,56].
Есть мнение, что стимул для повышения стремления к занятиям спортом могут задать преподаватели детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). При этом современные подростки совершенно не задумываются о том, что необходимо уделять достаточно времени физической активности в то время, когда их естественная физическая активность находится на довольно высоком уровне. Если в этот период у них не будут сформированы необходимые установки на занятия спортом, то в более взрослом возрасте они перестанут уделять физической активности достаточно времени или вообще не будут заниматься спортом, особенно после завершения своей карьеры как спортсмена.
После того как завершается спортивная карьера, легкоатлет должен начать свою послеспортивную жизнь. При этом важно, чтобы в этот момент он был достаточно физкультурно образованным, что в большой мере зависит от тренера. Именно на нем лежит дополнительная функция — сформировать компетенции физической культуры в молодом человеке на базе повышения его общей образованности. Здесь тренер уже не просто помощник в развитии спортивных навыков и способностей для достижения новых высот в спорте, а педагог, который помогает сформировать спортивное мастерство параллельно совершенствуя сознательное отношение ученика к спорту. Данная цель является вполне достижимой если произвести коррекцию целевых установок преподавательского процесса [5,40].
Ключевой целью обучения подростков в ДЮСШ считается формирование физической культуры личности обучаемых посредством расширения их знаний о пользе физической культуры и спорта, развития их мотивационных компонентов, направленных на стимулирование двигательной активности, а также проведение мероприятий, в основе которых лежит повышение физической подготовленности молодежи до оптимального уровня [1,27].
Именно мотивационный компонент физической культуры личности является основным. Без него тренер не сможет развить в подростках потребность в ежедневной двигательной активности не только во время построения спортивной карьеры, но и на протяжении всей жизни.
Формирование физической культуры личности происходит при сопровождении разностороннего развития спортсмена: нравственное, интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие. Для повышения эффективности этих процессов и была подготовлена авторская педагогическая технология, направленная на формирования мотивационного компонента физической культуры личности у спортсменов, которые занимаются легкой атлетикой.
Среди основных преимуществ внедрения в образовательный процесс авторской технологии можно выделить: формирование мотивационного компонента физической культуры личности; использование инструмента для сбора обратной связи для выявления недочетов и коррекции работы тренера со спортсменами; последовательная работа тренера со спортсменами для повышения эффективности спортивной деятельности и достижения нужных целей; организация учебно-спортивного процесса с учетом психологических особенностей учеников. Результативность методики была доказана в процессе теоретических и практических занятий, которые проводились во время реального тренировочного процесса на базе детско-юношеской спортивной школы. Формирующий эксперимент проводился в течение 2022-2023 учебного года.
После проведения констатирующего эксперимента мы сформировали две группы: контрольную и экспериментальную. Уровень мотивационной сферы участников из каждой группы статистически значимо не различался..
Стоит сказать, что отдельное внимание было уделено теории легкой атлетики. Нам показалось это важным, так как именно во время теоретических занятий учащиеся узнают основы здорового образа жизни, знакомятся с пользой двигательной активности на протяжении всей жизни, с теоретическими положениями оздоровительных тренировок и т.д.
Для осуществления основных задач формирования физической культуры личности подростков в процессе занятия легкой атлетикой применялся комплексный подход к составлению образовательной и спортивной программы. Проведение занятий происходило по общепринятой схеме, которая основывается на трех этапах: подготовительный, основной и заключительный.
Подбор упражнений производился с учетом воздействия на все группы мышц и функциональные системы. Особенно это касается упражнений подготовительного этапа. Кроме того, отдельное внимание было уделено использованию упражнений, которые характерны именно для легкой атлетики, чтобы происходило развитие необходимых умений и навыков.
- Во время первого этапа были проведены занятия, направленные на когнитивное наполнение учебно-воспитательной деятельности. Спортсмены изучали теорию в сфере физической культуры и спорта и применяли полученные знания на практике. Кроме того, они осваивали знания о самых популярных типах деятельности в области физкультуры и учились справляться с оздоровительными задачами посредством имеющихся средств, методов и технологий. Этот этап привел к тому, что у легкоатлетов повысилась самостоятельность при поиске нужной информации и общий познавательный интерес к изучению и освоению физической культуры.
Этап занял четыре месяца и продлился с сентября по декабрь 2022 года.
- Дальше мы приступили к повышению мотивационных компетенций спортсменов к занятиям физической культурой. Для этого необходимо было активизировать деятельность легкоатлетов посредством вовлечения их в спортивную и общественно значимую работу в сфере физкультуры и спорта. Добиться этого получилось благодаря включению экспериментальной группы во все спортивные мероприятия, которые проводились на базе детско-юношеской спортивной школы. Второй этап продлился пять месяцев — с января 2023 года по май 2023 года.
Здесь легкоатлеты были задействованы не только в непосредственной спортивной деятельности, но и в организационной работе, что явилось дополнительным стимулом и мотивационным толчком к физической культуре и спорту. Подростки помогали друг другу, оказывали поддержку и сопереживали в случае неудачи — это формировало благоприятную обстановку для развития спортсменов.
Положительная атмосфера позволила повысить возможности подростков в усвоении нового материала, расширила способность легкоатлетов к самовыражению в процессе овладения навыками в области физкультуры и спорта, а также сделала эмоциональные реакции на различные ситуации более корректными.
Специальные знания в области физкультуры и спорта позволили изменить отношение подростков к природе двигательной активности, что стало важным фактором в процессе формирования навыков самообразования молодежи, а также самостоятельного применения полученных знаний на практике при проведении различного рода мероприятий.
В качестве способа проверки сформированности мотивационного компонента физической культуры личности было использовано анкетирование. Полученные результаты оказались резко отличными от результатов, полученных при проведении констатирующего эксперимента.
Например, в начале эксперимента только 20,69% легкоатлетов отметили, что им важно следить за своим здоровьем настолько же, как и отдыхать, работать и развлекаться. После эксперимента количество таких спортсменов увеличилось и составило 62,5% в экспериментальной группе и 32% в контрольной группе. Участники экспериментальной группы заботятся о своем здоровье (83,33%), но не все, так как 4,16% легкоатлетов ответили, что никогда не заботились о нем. В контрольной группе время от времени о своем здоровье заботится 80% участников.
66,6% испытуемых пропускали занятия по причине болезни, из них 4,17% спортсменов болели больше 20 дней. Полученные в конце эксперимента данные говорят нам о том, что спортсмены стали уделять своему здоровью больше внимания: экспериментальная группа — 75%, контрольная группа — 40% По мнению 91,67% участников экспериментальной группы, здоровье является одним из самых важных качеств специалиста из сферы спорта. 83,3% испытуемых экспериментальной группы занимаются самообразованием для изучения физической культуры и спорта, а также правильного питания и здорового образа жизни. В это же время, учащихся из контрольной группы, которые занимаются изучением этих аспектов самостоятельно, в два раза меньше. До начала эксперимента только 20,4% испытуемых самостоятельно занимались спортом каждый день или три раза в неделю. После проведения нашего эксперимента эта цифра выросла до 83,3%.
Были отмечены изменения в мотивационной сфере подростков из экспериментальной группы и при внутригрупповом сравнении, и при межгрупповом сравнении результатов, полученных в ходе исследования. При этом произошло уменьшение мотивов, которые не относятся к сфере физической культуры и спорта, и выросла роль мотивов, которые лежат в рамках сферы деятельности физической культуры и спорта. Такие результаты говорят нам о том, что спортсмены начали получать удовольствие от занятий физкультурой и стали понимать, для чего им вообще нужен спорт.
Делаем вывод, что у испытуемых из контрольной группы не произошло серьезных изменений в мотивационном компоненте, в экспериментальной группе мотивационный компонент увеличился у значительного количества легкоатлетов — 50%. Отрицательная динамика в экспериментальной группе находится на низком уровне: до эксперимента — 24,49% и после эксперимента — 8,3%.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации авторской технологии, направленной на развитие мотивационного компонента физической культуры личности спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, можем сказать о высокой эффективности разработанной методики. Формирование мотивационного компонента физической культуры личности в экспериментальной группе выросло у 50% испытуемых, а в контрольной группе — у 28%.
Среди ключевых мотиваций, сформированных у спортсменов в ходе экспериментальной работы, можно выделить: формирование физической культуры личности, повышение потребности в ежедневной двигательной активности, увеличение заинтересованности в здоровом образе жизни.
References
1. Бондин В.И. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде / В.И. Бондин, Т.А. Степанова, М.В. Белавкина // Теория и практика физической культуры. – 2020 – № 1. – С. 27-282. Бриленок Н.Б. Педагогические условия повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / Н.Б. Бриленок // Форум молодых ученых. – 2020. – № 2 (42). – С. 51–56.
3. Оценка мотивации к занятиям спортом и подготовленность студентов физкультурно - спортивных вузов при применении легкоатлетических упражнений / В. Ф. Костюченко, В. Е. Лутковский, С. М. Сухарева, Е. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 10. – С. 56-58.
4. Питкин В. А. Повышение мотивации к занятиям физической культурой / В. А. Питкин, Д. Д. Иванова, Л. А. Холодная // Проблемы современного образования. – 2019. – № 5. – С. 171–177.
5. Юдашкина Е.Е. Подходы повышения мотивации студентов к элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» / Е. Е. Юдашкина, Т. Н. Шутова, В. А. Зайцев, Т. В. Буянова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 4. – С. 40–46.