Abstract: The article examines the use of means and instruments during the training process in athletics classes for university students, taking into account their individual psychophysical indicators. As part of solving the set tasks, the concept of an individualized approach to athletics classes was considered; the optimization of the educational and training processes of young athletes is substantiated, taking into account their individual physiological and psychological factors. The results of the study showed that the use of an individual approach in physical education classes had a positive effect on the physical development of students, their preparedness for competitions and future competence in the profession.
Keywords: athletics, physical culture, individualized approach, students, pedagogy.
Одна из важнейших составных частей профессиональной культуры студента-спортсмена выступает физическая культура, которая также является динамической качественной характеристикой его физиологического развития. Индивидуальный подход в занятиях физкультурой позволяет обучающемуся переосмыслить личностные ценности, выработать оптимальные для себя «программы поведения», убеждения и отношение к тому или иному виду спорта. Именно здесь студент получает возможность выбрать адаптированные средства и формы организации собственной физической активности, что поможет развить его способности и преимущества в конкретном виде спорта, спортивной дисциплине или физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, уже на самых ранних этапах подготовки легкоатлетов необходима индивидуализация спортивной ориентации и индивидуализированное определение перспектив каждого обучающегося в спортивных дисциплинах.
Современные подходы к психологии, биологии и анатомии человека свидетельствуют о том, что для нормального функционирования организма спортсмена требуется индивидуальный подход к тренировкам. Специалисты в сфере медицины и оздоровительной физкультуры придерживаются того же мнения. [1,54]. Безусловно, при физическом воспитании студентов, в том числе на занятиях по легкой атлетике, необходимо использовать индивидуальный подход, что впоследствии приведет к трансформации классических моделей процесса преподавания спортивных дисциплин в вузах и развития его культурообразующих и гуманитарных функций.
Большинство авторов исследователей сходятся во мнении, что при обучении спортивным дисциплинам, учебный и тренировочный процессы юных спортсменов должны быть оптимизированы с точки зрения индивидуализации обучения и физического воспитания.
Так, по мнению Артемьевой С.А., Лутковского В.Е. «в современной педагогике одним из ключевых принципов физического воспитания и обучения является индивидуальный подход, который представляет собой деятельность тренера, направленную на временную корректировку методов и форм учебно-организационной работы в соответствии с личностными характеристиками студента и их адаптацию к его индивидуальным физическим и психологическим особенностям. Для этого преподаватель должен знать индивидуальные особенности (психические, физические, социальные и т.д.) каждого студента; его неповторимые врожденные и приобретенные особенности и свойства, отличающие его от остальных людей» [1,55].
В основе реализации индивидуального подхода заложены выделение особых качеств юного спортсмена, совершенствуя которые он сможет достичь высоких результатов в легкой атлетике в частности и спортивной деятельности в целом, а также изучение его способностей и возможностей.
В.Б. Попов посвятил множество исследований процессу индивидуализации спортивной деятельности и в своих работах справедливо замечал, что нельзя игнорировать индивидуальность спортсмена в ходе тренировок. Наоборот, основная стратегия тренировки заключается в развитии сильных сторон организма и качеств характера спортсмена, что позволит ему проявить свои индивидуальные особенности в спорте как преимущества и достичь побед в соревнованиях. Для этого необходимо задействовать все инструменты, средства и воздействия которые помогут выявить и приумножить индивидуальные способности юных легкоатлетов и преимущества одаренности [4,98].
По мнению, Е.П.Врублевского индивидуальность – это характеристика, которая не может быть применима к команде или группе спортсменов и может относиться только к конкретному человеку. Проигнорировать индивидуальность значит встать на ложную тропу и затормозить развитие конкретного спортсмена в частности, так и спортивной дисциплины в целом, поскольку только через единичное и отдельное могут проявляться всеобщие закономерности в спорте [3,27]. Именно индивидуальность в природе человека является ключевым фактором его интеллектуального, эмоционального и физического развития, особенно в период становления личности в подростковом возрасте.
Е.П. Врублевский предлагает реализовывать индивидуальный подход в рамках тренировочного процесса при помощи следующих установок:
— анализировать соответствие фактического возраста спортсмена его биологическому возрасту (возрастная индивидуальность);
— учет периода развития и созревания организма спортсмена (психическое и физиологическое);
— соответствие уровня спортивной подготовки и резервных способностей на разных этапах тренировки (техническая подготовка, тактическая подготовка, стаж занятий спортом и т.д.);
— комплексное изучение и анализ спортивных успехов и достижений обучающихся;
— комплексное изучение и анализ личностной и социальной интегральной подготовленности;
— соблюдение принципа объективности, то есть все явления рассматриваются не в контексте рассуждений, а только с точки зрения имеющихся фактов;
— различные стороны подготовленности спортсмена должны оцениваться с применением разноуровнего подхода, что поможет выявить способность реализации психологических качеств, физических возможностей организма и т.д. [3,28].
С.М. Вайцеховский [2,89] полагает, что принцип индивидуализации имеет ключевое значение на занятиях легкой атлетикой и заключается в том, что форма, содержание и организация тренировки обучающихся должны быть максимально адаптированы под их индивидуальные особенности. Автор также утверждает, что проблемы выбора спортивной специализации напрямую связана с принципом индивидуализации в тренировочном процессе. Кроме того, идеи и стратегии оздоровительной физкультуры и гуманизации физического воспитания реализуются именно путем ориентации тренера на индивидуальную форму студента, что позволяет разработать для каждого студента оптимальный комплекс тренировок, способствующий достижению высоких результатов и предотвращающий эмоциональные срывы и стрессы ввиду большого объема физических нагрузок.
В.П. Филин в своих работах указывает, что возможность юного легкоатлета приспособиться к тем или иным видам тренировочного процесса напрямую зависит от его индивидуальных особенностей. При этом автор акцентирует внимание, что тренировочный процесс должен носить характер долговременной адаптации, поскольку резкие изменения в составе упреждений и физических нагрузок негативно отразятся на общей спортивной деятельности студента. Тренировочные воздействия не должны превосходить необходимые резервы функциональных систем обучающихся [5,103].
Современный процесс обучения спортивным дисциплинам, в том числе легкой атлетике подразумевает, что индивидуализированный подход – один из основополагающих принципов физического воспитания и занятия физической культурой. Важно отметь, что рассматриваемый подход применяется как при тренировках легкоатлетов профессионального уровня, так и при базовой подготовке начинающих свою карьеру студентов вузов и воспитанников ДЮСШ. Первые этапы построения тренировочного процесса предполагают, что тренер должен осуществить следующее:
— определить те особенности личности обучающегося, а также его физиологические и психологические преимущества, которые позволяет ему выбрать соответствующее направление в легкой атлетике;
— основываясь на особенностях развития основных физиологических характеристик студента, выявить периоды, подходящие для его тренировок;
— выявить, развить и усовершенствовать способности спортсмена к к освоению разных снарядов и упражнений;
— выявить особенности темперамента, свойств характера студента и т.д.
Важно помнить, что физическая культура имеет собственный ценностный потенциал, который в свою очередь состоит из трех видов ценностей: интеллектуальных, двигательных и технических.
К первой группе ценностей (интеллектуальных) можно отнести компетенции, знания и навыки тренера о том, какие инструменты, методы средства необходимо применить чтобы развить в юном спортсмене физический потенциал, мотивировать его к занятиям спортом, сделать образ жизни более здоровым и т.д. Во вторую группу ценностей (двигательных) входят лучшие результаты, которые спортсмены достигли в ходе двигательной активности и деятельности, их реальные физические возможности в спортивных дисциплинах. Третья группа ценностей (технических, технологических) напрямую связана с научными материалами, которые тренер использует в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей. Здесь речь идет об учебных пособиях, методических комплексах, рекомендациях, инструкциях и иных научных и дидактических материалах, необходимых для физического воспитания спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей.
Мы полагаем, что индивидуальный подход в рамках физического воспитания студентов-легкоатлетов позволит решить важнейшие проблемы педагогики в сфере физической культуры – выработка у студентов вузов таких качеств как инициативность, самостоятельность и активность, формирование личности, жизненных принципов, ценностей и установок, которые позволят в будущем выпускнику вуза успешно реализовать себя в выбранной профессиональной деятельности.
Указанная цель педагогического процесса может быть достигнута в первую очередь за счет самостоятельного обучения. Так, в вузах (особенно на первых курсах) большая часть учебной нагрузки студентов сводится к самостоятельной внеаудиторной работе (самоподготовка). Однако сегодня не существует обоснованных с научной точки зрения нормативов заданий для самостоятельной работы. Кроме того организации индивидуальной работы студентов также уделяется мало внимания, несмотря на то что в рамках автономной работы повышается их мотивация к занятиям спортом.
По результатам исследования можно сделать вывод, что физическая культура и физическое воспитание занимает ключевое место в учебной подготовке студентов вузов. В современной педагогике одним из ключевых принципов физического воспитания и обучения является индивидуальный подход, который реализуется в соответствии с личностными характеристиками студента и с учетом адаптации к его индивидуальным физическим и психологическим особенностям.
В основе реализации индивидуального подхода заложены выделение особых качеств юного спортсмена, совершенствуя которые он сможет достичь высоких результатов в легкой атлетике в частности и спортивной деятельности в целом, а также изучение его способностей и возможностей. Таким образом, учебно-тренировочный процесс спортсменов легкоатлетов следует организовывать, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося.
References
1. Артемьева С.А., Лутковский В.Е. Физическая подготовка и результативность соревновательной деятельности легкоатлетов-многоборцев с учетом их генетических особенностей // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 9. – С. 54–66.2. Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. – М.: Физическая культура и спорт, 1971. – 239 с.
3. Врублевский Е.П. Некоторые аспекты индивидуализации тренировочного процесса в легкой атлетике / Е.П. Врублевский // Спорт и здоровье: матер. I Междунар. Конгр. – СПб., 2003. – С. 27–29.
4. Попов В.Б. Юный легкоатлет: пособие для тренеров ДЮСШ / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадь. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 224 с.
5. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.