Cutting-edge technologies of foreign language teaching in higher educational institution

UDC 372.881.111.1
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Cutting-edge technologies of foreign language teaching in higher educational institution

Передовые технологии обучения иностранным языкам в ВУЗе

Salamatina Irina Ivanovna

Doctor of Pedagogy, Professor
State Educational Institution of Higher Education of Moscow Region «The State University of Humanities and Social Studies»

Саламатина Ирина Ивановна

доктор педагогических наук, профессор
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет»
Аннотация: В исследовании обсуждается проблема использования авангардных образовательных технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в современном образовательном пространстве вуза. В статье представляется модель применения стратегических инноваций в динамичной учебной микросреде через индивидуальный подход к учебным способностям и личностным характеристикам студентов.

Abstract: The paper deals with the use of cutting-edge educational technologies to improve the effectiveness of teaching foreign languages in modern university education. The article reveals a model for implementing strategic innovations in a dynamic learning microenvironment through an individual approach to the learning abilities and personal characteristics of students.
Ключевые слова: авангардные образовательные технологии, кооперативное обучение, дифференциация, цифровые инструменты

Keywords: cutting-edge educational technologies, cooperative learning, differentiation, digital tools


Век высокоразвитых эффективных цифровых технологий, виртуализации и искусственного интеллекта, глобальной коммуникации, масштабных реформ всех сфер жизнедеятельности человека диктует национальной образовательной системе необходимость подготовки подрастающего поколения как к жизни в многоязычном обществе, так и к развитию способности к поликультурному общению.

Современные вызовы общества ставят перед педагогом задачи применять на практике передовые стратегии и технологии, развивать профессиональные компетенции и быть творческой личностью. Ему необходимо знать, как продуктивно управлять микросоциумом студентов и выступать не только в роли преподавателя-предметника (выполняя социальные роли организатора и наставника), но и в роли тьютора и модератора.

Сверх того, он должен быть способен внедрять и обустраивать новые цифровые и учебные пространства, чтобы моделировать процесс распространения и применения на практике интеллектуального капитала обучающегося.

Автор выделяет следующие семь эффективных образовательных технологий преподавания в обучающем пространстве, которые являются основой продуктивного процесса преподавания иностранного языка в современном российском вузе:

Визуализация (Visualization). Обогащение визуального и практического опыта обучения студентов, используя интерактивные или Teachtouch доски, VR-очки и AR-технологии в процессе аудиторных занятий по ИЯ. Расширенная реальность при использовании VR и AR технологий позволяет «проживать» разные ситуации в микросоциуме.

Кооперативное обучение (Cooperative learning). Поощряйте совместную работу студентов, как в малых группах, так и со всей учебной группой. Обучающиеся, таким образом, улучшают свои навыки общения и критического мышления, которые им будут жизненно необходимы на протяжении всей жизни. Студент – соавтор процессов обучения и преподавания.

Проблемно-ориентированное обучение (Inquirybased instruction). Задавайте наводящие на размышления вопросы, которые будут способствовать более самостоятельному и независимому мышлению студентов. Поощряя их задавать вопросы и изучать свой собственный потенциал, вы помогаете им улучшить свои навыки решения проблем, а также получить более глубокое понимание академических концепций, что является важными жизненными навыками. Акцент на развитие не только hard-skills, но и soft-skills как неотъемлемое условие «живой» коммуникации.

Дифференциация (Differentiation). Дифференциация обучения. Распределение занятий в учебной группе студентов в соответствии с уникальными / индивидуальными потребностями обучающихся на занятиях означает, что люди с более высокими академическими способностями получают больше возможностей, а те, кто испытывает трудности, получают соответствующую поддержку. Обсуждение проблем и фиксация дефицитов поможет персонализировать процесс обучения в вузе.

Технологии на занятии (Technology in the classroom). Включение технологий в ваше преподавание – отличный способ активно вовлекать студентов в учебный процесс, особенно учитывая, что в 21 веке цифровые инструменты повсеместно окружают молодежь. При использовании digital-технологий обучение может стать более интерактивным, поскольку обучающиеся могут физически присутствовать на уроке в период дистанционного обучения (пандемия) и, безусловно, молниеносно исследовать свои идеи, что развивает их автономность. Мобильные устройства, такие как планшеты или iPhone, или iPad, могут использоваться учащимися в аудитории для записи результатов, фото- или видеосъемки.

Управление поведением (Behaviour management). Реализация эффективной технологии управления поведением имеет решающее значение для завоевания уважения ваших учеников и обеспечения того, чтобы у них были равные шансы полностью раскрыть свой потенциал. Шумная аудитория студентов не способствуют созданию продуктивной учебной среды, поэтому создание атмосферы взаимного уважения (экологичного общения [http://io.nios.ru/articles2/103/6/prakticheskie-aspekty-realizacii-ekologichnogo-podhoda-v-rabote-klassnogo]) посредством сочетания дисциплины и поощрений может быть полезным, как для вас, так и для студентов.

Профессиональное развитие (Professional development). Участие в регулярных программах профессионального развития – отличный способ улучшить преподавание в вашем вузе. В условиях постоянного изменения образовательной политики чрезвычайно полезно посещать мероприятия, где вы сможете получить новый опыт и вдохновение, общаясь с другими преподавателями и учеными. Быть эффективным преподавателем высшей школы непросто, потому что каждый студент уникален. Однако, используя комбинацию разных стратегий преподавания, вы сможете учитывать различные стили обучения и академические способности обучающихся, а также сделать свой стиль преподавания динамичной и мотивирующей средой обучения.

Глобальная педагогика сотрудничества и сотворчества в образовательной среде нового тысячелетия характеризуется переходом к таким моделям обучения, которые ставят обучающегося в активную позицию.

Выдающийся советский и российский педагог и методолог-теоретик современной педагогической науки, основатель дидактики как науки об обучении, действительный член Международной Педагогической академии, кандидат педагогических наук, профессор В. К. Дьяченко констатирует, что одной из инновационных технологий современного образования является коллаборативное обучение. Это признанный образовательный подход к преподаванию и усвоению знаний, предполагающий совместную работу групп преподавателей или учащихся по решению проблемы, выполнению задания или созданию продукта [Дьяченко, 1991]. Коллаборативное обучение часто рассматривается как социальная деятельность, в которой участники общаются друг с другом, а процесс обучения осуществляется посредством коммуникации [Бектасова, 2016]. Такое кооперативное / коллаборативное обучение – это философия взаимодействия, в то время как групповая работа – это структура взаимодействия, направленная на содействие достижению конечного результата или цели.

Кооперативное обучение – это личная философия. Это не просто метод, используемый в процессе обучения в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ выполнения работы, который уважает и подчеркивает способности и вклад каждого члена учебной группы. Основная цель коллаборативного обучения лежит в достижении консенсуса посредством сотрудничества членов группы – учителей / педагогов, с одной стороны, и учеников или студентов, с другой.

Кооперативное обучение – это особый вид коллаборативного обучения. При совместном обучении учащиеся работают вместе в небольших группах над структурированной деятельностью. Они несут индивидуальную ответственность за свою работу, но также оценивается и работа группы в целом. Кооперативные группы работают лицом к лицу и учатся работать в команде (team-building method – динамичное группообразование).

В небольших группах обучающиеся могут поделиться как своими сильными, так и улучшить свои слабые стороны. Они развивают навыки межличностного общения. Они учатся справляться с конфликтами.

Чтобы создать сферу, в которой может происходить кооперативное обучение, необходимы три вещи. Во-первых, студенты должны чувствовать себя комфортно, но одновременно и испытывать некоторое давление. Во-вторых, группы должны быть достаточно маленькими (микро-группы), чтобы каждый ее член мог внести свой вклад. В-третьих, задача, над которой работают студенты вместе, должна быть четко определена.

Преимущества обучения в малых группах в условиях совместной работы включают:

Разнообразие. Учащиеся учатся работать со всеми типами людей. Во время взаимодействия в малых группах они находят много возможностей поразмыслить и принять участие в обсуждении ответов, которые другие участники дают на поставленные вопросы. Небольшие группы также позволяют ученикам высказать свою точку зрения на проблему, основанную на их культурных различиях. Этот обмен неизбежно помогает им лучше понять другие культуры и точки зрения.

Признание индивидуальных различий. Учащиеся могут давать разные ответы на задаваемые вопросы. Каждый из них может помочь группе создать продукт, который отражает широкий спектр перспектив и, следовательно, является более полным и всесторонним.

Межличностное развитие. Ребята учатся общаться со своими сверстниками и другими учащимися, работая в команде над совместными проектами. Это может быть особенно полезно для обучающихся, испытывающих трудности с коммуникабельностью. Они могут извлечь выгоду из структурированного взаимодействия с другими людьми.

Активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Работая в небольших группах, у каждого участника есть возможность внести свой вклад в рабочий процесс. При командной работе ученики лучше усваивают материал и способны критически относиться к задаваемым вопросам.

Больше возможностей для личной обратной связи. Поскольку в небольших группах происходит больше обменов мнениями между участниками, ваши ученики получают больше личных отзывов о своих идеях и ответах. Такая обратная связь часто невозможна при обучении в большой группе, когда один или два ученика обмениваются идеями, а остальная часть класса слушает.

В зарубежной педагогике существует ряд подходов к обучению навыкам сотрудничества. Однако, согласно исследованию, проведенному автором [Саламатина, 2018, с.115], выделяются следующие основные характерные особенности процесса совместного (коллаборативного) обучения:

1) обучение является деятельным процессом, в процессе которого учащиеся усваивают новую информацию и связывают ее усвоение со знанием, которым они владеют;

2) обучение требует решения задач, которые возможны при условии активного участия его/ее сверстников, обработки и обобщения информации, а не механического запоминания и повторения;

3) учащиеся извлекают пользу от знакомства с точкой зрения разных людей;

4) обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся взаимодействуют;

5) в коллаборативной среде обучения учащиеся развиваются и в социальном, и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или рамки текста.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что коллаборативное или групповое обучение – это обучение через сотрудничество и сотворчество. По сравнению с традиционными формами обучения, успешное сотрудничество и командная работа позволяют создавать разнообразные формы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Коллаборативная среда развивает взаимопонимание, которое включает в себя схожие знания, взгляды, предположения участников группы, т.е. разделение одних и тех же идей всей группой.

Внедрение передовых технологий в образовательное пространство вуза обеспечивает высокий потенциал преподавателя иностранных языков, что, в свою очередь, позволяет обеспечить качественное вхождение в любую конкурентную среду современного вузовского образования.

References

1. Баранова В.Г. Практические аспекты реализации экологичного подхода в работе классного руководителя [http://io.nios.ru/articles2/103/6/prakticheskie-aspekty-realizacii-ekologichnogo-podhoda-v-rabote-klassnogo]
2. Бектасова, Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания / Г. К. Бектасова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 3-4.
3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М.: Наука, 1991. С. 24–57.
4. Ройтблат О. В. Неформальное образование в системе повышения квалификации в условиях трансформации педагогической профессии // Мир науки, культуры, образования. № 2 (27). 2011. С.127.
5. Роскошь экологичного общения: 10 принципов, о которых стоит знать [https://www.kforum.ru/o-kompanii/blog/roskosh-ekologichnogo-obshcheniya-10-printsipov-o-kotorykh-stoit-znat/] (дата обращения: 24.09.2022)
6. Саламатина И. И. Коллаборативное обучение в малой учебной группе американской школы // Педагогическое образование и наука. 2018. №1. С. 113-117.