Изучение свойств личности и профессиональной направленности ординаторов

UDC 378.048.2
Publication date: 17.04.2018
International Journal of Professional Science №2-2018

Изучение свойств личности и профессиональной направленности ординаторов

The study of the properties of personality and professional orientation interns

Андреева Елена Анатольевна
Каверина Елена Юрьевна
Корецкая Инесса Владимировна
Берлева Светлана Юрьевна
1. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной стоматологии стоматологического факультета
2. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской стоматологии стоматологического факультета
3. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтической стоматологии стоматологического факультета
4. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
кандидат психологических наук, ассистент кафедры педагогики и психологии института дополнительного профессионального образования


Andreeva Elena Anatolievna
Kaverina Elena Yurievna
Koretskaya Inessa Vladimirovna
Berleva Svetlana Yurievna
1. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Medical Science, associate Professor of the Department of hospital dentistry, dental faculty
2. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Medical Science, associate Professor of the faculty of dentistry of the faculty of dentistry
3. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Medical Science, associate Professor of Department of propaedeutic dentistry dental faculty
4. Voronezh state medical University n. a. N. N. Burdenko
PhD in Psychological Science, assistant of the Department of pedagogy and psychology Institute of additional professional education
Аннотация: В данной статье представлен результат эмпирического исследования особенностей свойств личности и профессиональной направленности ординаторов первого года обучения для повышения эффективности педагогической деятельности научно-педагогических работников при формировании универсальных и профессиональных компетенций у ординаторов Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко.

Abstract: This article presents the result of empirical studies of personality traits and professional orientation of interns the first year of study to improve the efficiency of teaching activities scientific-pedagogical workers in the formation of universal and professional competences of the residents.
Ключевые слова: ординатура, компетенции, личность, профессиональная направленность.

Keywords: residency, competence, personality, professional orientation.


Ординатура является частью многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, формой непрерывного профессионального образования выпускников медицинских вузов, проводимой Воронежским государственным медицинским университетом им. Н.Н. Бурденко.

Область профессиональной деятельности выпускников-ординаторов включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения [1]. Программа ординатуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

Обучающийся, освоивший программу ординатуры, готов решать профессиональные задачи профилактической, диагностической, реабилитационной деятельностей  в зависимости от специальности, а также психолого-педагогической деятельности – формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

организационно-управленческой деятельности – применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; создание в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда; ведение учетно-отчетной документации в медицинских организациях и ее структурных подразделениях; организация проведения медицинской экспертизы; участие в организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; соблюдение основных требований информационной безопасности.

В связи с представленными выше требованиями к выпускнику-ординатору, нам стало интересно изучить свойства личности и профессиональную направленность ординаторов. В исследовании участвовали обучающиеся первого курса ординатуры ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в количестве 26 человек. Целью исследования было изучить особенности свойств личности и профессиональной направленности ординаторов первого года обучения для повышения эффективности педагогической деятельности научно-педагогических работников  при формировании универсальных и профессиональных компетенций у ординаторов. Для реализации данной цели были выбраны диагностические методики:  «Изучение профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности)» (Дж. Холланд, модификация А.А. Азбель) и «Свойства личности» (Дж. Барретт) [2].

Рассмотрим полученные результаты.

Основу методики «Изучение профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности)» (автор Дж. Холланд, модификация А.А. Азбель) составляет разработанная Дж. Холландом психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии, согласно которой выделяется шесть профессионально ориентированных типов личности:

  • реалистический – ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств;
  • интеллектуальный – ориентирован на умственный труд;
  • социальный – ориентирован на взаимодействие с социальной средой;
  • конвенциальный – ориентирован на четко структурированную деятельность;
  • предпринимательский – ориентирован на руководство людьми и бизнесом;
  • художественный – ориентирован на творчество.

Ординаторы предполагали, что после соответствующего обучения они смогут выполнять любую работу. В каждой из предложенных в таблице пар специальностей выбирали одну, которую считали более подходящей для себя. После подсчета результатов определяли ведущий тип личности. Интересно, что по ранжированию, от наибольшей выраженности типа личности к наименее, определилась следующая закономерность:

социальный – предприимчивый – интеллектуальный – стандартный – артистический –   реалистический типы личности (таблица 1).

Таблица 1

Типы личности ординаторов

Типы личности Социальный Предприимчивый Интеллектуальный Стандартный Артистический Реалистический
Частота выбора 215 206 166 147 130 97

 

Рассмотрим подробнее ведущих два типа личности.

— социальный тип. В характеристики данного типа входят такие качества как: гуманность, чувствительность, активность, ориентированность на социальные нормы.  Специалисты данного типа способны к переживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека; обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей, сферы деятельности, требующие постоянного контакта и общения с людьми. Рекомендуемые профессии: учитель, врач, психолог;

– предприимчивый тип. Специалисты данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, что очень важно для эффективной деятельности врача, социальной активности, лидерству. Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Рекомендуемые профессии: журналист, репортер, телеоператор, дипломат, менеджер, брокер, а также должности начальника, заведующего, директора.

В наименьшей степени выражен реалистический тип личности. Люди данного типа обладают низкой чувствительностью, эмоциональной устойчивостью, стабильностью, слабой ориентацией на социальные нормы. Склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности. В интеллектуальной сфере, в большей степени, преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще люди этого типа выбирают профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, водитель. По вышеуказанным характеристикам и по наименьшему количеству выбора данного типа личности мы можем отметить, что он в меньшей степени подходит для деятельности врача.

В методике «Свойства личности» (Дж. Барретт)  ординаторы оценивали справедливость каждого из утверждений по отношению к ним по десятибалльной шкале (от 1 до 10 баллов). Ответы позволяли получить представление об особенностях  характера и личности ординаторов, образе мыслей и типичных переживаниях.

По результатам проведенного анализа можем отметить, что в изучаемой группе ординаторов, в большей степени выражены такие свойства личности как (рис.1):

– индивидуализм (73, 0%). Ординаторы полагаются только на себя, проявляют инициативу. Могут испытывать трудности в общении, однако целеустремленные. Мыслят самостоятельно, находчивы;

– уверенность (65, 3 %). Могут быть доминантные и упрямые. Решительные, иногда идут на риск, добиваются желаемого. Часто могут не замечать реакции окружающих. Критичные, требовательные, берут ответственность на себя;

– ориентация на воображение (65,3 %).  Восприимчивы к чувствам других людей, эмоциональны. Могут часто испытывать разочарование, однако наделены интуицией и творческими способностями, уделяют слишком много внимания незначительным вещам. Восприимчивы к чувствам и идеям;

– спонтанность (53,8 %). Энергичные и импульсивные. Любят изменения, быстро сменяющиеся, разнообразные события. Часто трудно заниматься чем-то одним и доводить дело до конца. Полны энтузиазма, которым могут «заражать» окружающих. Иногда могут восприниматься как легкомысленные люди, поскольку, Возможно, хватаются то за одно, то за другое. Недостаточно дисциплинированные, могут производить яркое впечатление.

 

Условные обозначения:

И-О – индивидуализм-общительность

У-П – уверенность-пассивность

В-Ф – ориентация на воображение-ориентация на факты

С-О – спонтанность-осмотрительность

Рисунок 1. Результаты методики «Свойства личности» (Дж. Барретт)

 

Проведя анализ полученных результатов эмпирического исследования свойств личности и профессиональной направленности ординаторов, может заключить, что профессиональная направленность у большинства испытуемых соответствует выбранной профессии, и преподавателю необходимо лишь поддерживать и развивать профессиональный интерес обучающегося.

При проведении занятий, возможно, стоит использовать мозговой штурм, проведение проектов для  участия ординаторов в совместной деятельности, принятия решения совместно с другими обучающими, высказывание собственной точки зрения и обсуждения ее в группе. Важно также при проведении занятий ориентироваться на сотрудничество с ординаторами. Развивая критическое мышление, ординаторы в большей степени смогут  развивать аналитические способности, ориентироваться на объективную информацию и факты.

References

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования подготовка кадров высшей квалификации Специальность 31.08.72 Стоматология общей практики http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310872_stomatobpr.pdf
2. Диагностика профессионального самоопределения : учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2009. – С. 61-67, 36-40.