Abstract: the Application of modern information technologies in teaching clinical Oncology expand the knowledge horizons, increase interest in learning, to develop independence and initiative, to improve the quality of knowledge.
Keywords: Internet, teaching, clinical subjects, Oncology.
Широкое развитие современных информационных технологий, вхождение в мировое информационно-образовательное пространство вносят существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Огромное количество новейшей информации в онкологии, биологии, смежных дисциплинах создает большие возможности получения современных знаний, но, в, тоже время, это требует и выработки технологий педагогического процесса с целью повышения качества в новых условиях [1,2,3,4,7,8]. Современные информационные технологии открывают новые грани образования. Увеличение числа вариантов позволяют повысить качество принимаемых решений. И здесь умение студента использовать новую информационную среду приводит к психологическим изменениям обучающегося как в мыслительной деятельности, так и в процессах мотивационно-ценностных регуляций мышления. Интернет-технологии развивают стремление к самообучению, саморазвитию, самореализации, формирует мировоззренческие ориентации, повышают мотивацию обучения у студентов [5,6]. Одной из важнейших сторон этих технологий является совместная работа преподавателя и студента, возможность обсуждений, форумов, комментариев и т.д.
Известна пирамида запоминания и процента усвоения знаний в зависимости от метода получения информации:
— чтение 10%
— аудио 20%
— визуальное 30%
— видео+аудио 50%
— дискуссионные группы 70%
— имитация деятельности, участие в реальных действиях 90%
Разработка информационно-образовательных технологий с учетом вышеприведенных фактов является процессом наукоемкого проектирования. Современный стандарт ФГОС 3по специальности лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело отводит онкологии 108 часов рабочего времени, что составляет 3 учебные единицы и включает 54 часов практических занятий, 14 часов лекций и 30 часов самостоятельной работы. Практические занятия состоят из 12 тем, включающих теоретические и клинические материалы по конкретным темам занятия. В процессе освоения материала студентам представляются мультимедиа презентации, видео-фильмы, материалы прямых видео-конференций с центральными онкологическими центрами (институт им. П.А. Герцена, РОНЦ им. Н.Н. Блохина). Важнейшей частью освоения материала является контроль знаний студентов, состоящий из 3х этапов:
- Контроль базовых, исходных знаний.
- Итоговый контроль по окончанию цикла занятий.
- Зачет в конце семестра.
Если при оценке исходного уровня знаний вполне достаточную объективную оценку дает тестовый контроль, то при итоговой оценке освоения клинической дисциплины уровня теоретических знаний недостаточно. Степенью оценки освоения клинических навыков, клинического мышления, правильной оценки клинических симптомов, данных лабораторных, инструментальных методов обследования, дифференциальной диагностики, построения диагноза является непосредственный контакт с пациентом, работа с медицинской онкологической документацией и клиническая история болезни, оформленная студентом. Работа с полученными данными в интернете позволяет получить студентам широкий доступ к современному объему информации и анализировать свои клинические данные, получить справочные сведения, библиотечный ресурс по конкретным вопросам, сравнить возможные варианты диагностики и лечения, составить прогноз заболевания. Например:
- http://med-lib.ru — Большая медицинская библиотека.
- http://www.mnioi.ru Московский научно-исследовательский институт им. П.А.Герцена
- http://www.ronc.ru — Научно-медицинская библиотека Российского онкологического научного центра
- http://www.rosoncoweb.ru/library/journals/ — библиотека, медицинские журналы по Онкологии
- http://www.lib.tsu.ru/resouch — Научная библиотека Томского государственного университета
- rlsnet.ru — Справочник лекарств и товаров аптечного ассортимента
Следующим моментом освоения дисциплины и повышения качества полученных знаний является коллективное творчество в группе студентов в виде решения реальных ситуационных задач (кейс — метод). При этом каждый участник группы имеет свою роль в оценке ситуации, назначенных методов обследования, решения вопросов дифференциальной диагностики, формирования диагноза, назначения лечения. Возможность самостоятельной работы в виде интернет-конференций, форумов, чатов с контролем и патронажем преподавателя делают эту методику очень эффективной.
Подготовка лекционного материала с использованием интернет-ресурсов позволяет вносить коррективы и данные новейших достижений биологии и медицины в текущих лекций. Применение мультимедийного построения презентаций, видеофильмов, иллюстративного и технического материалов позволяют сделать лекцию содержательной, информативной и интересной.
Учебники по дисциплине играют значительную роль в формировании знаний студентов. Онкология – мультидисциплинарная, динамично развивающаяся наука. В связи с этим, новые поколения учебников с использованием новых информационных технологий, содержат видеоматериалы и интерактивные тестирования, обучающе- контролирующие системы, значительное количество иллюстративного материала. Примером служит учебник «Онкология» Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х. 2010.
Таким образом, современные информационные технологии в преподавании онкологии кардинально меняют приоритеты педагогического процесса в преподавании, позволяя расширить объем знаний и кругозор обучающегося, повысить интерес к обучению, развить самостоятельность и инициативу, повысить творческий потенциал, качественно повысить уровень знаний.
References
1. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х., Поляков Б.И., Вельшер Л.З., Петерсон С.Б., Сельчук В.Ю., Шайн А.А., Рахматуллина И.Р., Ханов A.M., Липатов О.Н. Проблемы преподавания онкологии в вузах России // Российский педиатрический журнал. – №5. – 2011. – С 59 -62.2. Давыдов М. И., Ганцев Ш. Х. Онкология. Гэотар – Медиа 2013. С. 920.
3. Махрова Е.И. Психолого-педагогические особенности применения интернет ресурсов в университетском образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. Выпуск № 2 (138) / 2012. – С. 129-134.
4. Елистратова Н.Н. Образовательные информационные ресурсы сети интернет и их применение в педагогике высшей школы // Электронный научно – практический журнал Современные исследования и инновации.– 2012. – №11. – с . 26.
5. Поршнев А.В. Психологические аспекты эффективного использования интернета в образовательных целях // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – С. 43-50.
6. Жук Л.Т. Интернет – технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических вузов [электронный ресурс]: дис. канд. пед. наук: 13.00.08.
7. Горбатюк Р.М. Использование ресурсов интернет сети студентами высшего учебного педагогического заведения. «SCI -ARTICLE.RU». – №29. –2016.
8. Плотникова И.Е. Дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования / И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова, С.И. Брежнев // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 6 (39). – С. 24-27.