Psychological factors for the prevention of professional personality deformation of employees of medical institutions

UDC 614.2
Publication date: 19.10.2023
International Journal of Professional Science №10(1)-2023

Psychological factors for the prevention of professional personality deformation of employees of medical institutions

Психологические факторы профилактики профессиональной деформации личности сотрудников медицинских учреждений

Rodionov Andrey Vasilievich,
Scientific supervisor: Zvereva Rimma Gennadievna
1. 2nd year master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Pyatigorsk State University"
(Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "PSU")
Higher School of Management, area of training:
"Psychology of safety, personnel management and successful professional activity"
2. Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology of Personality and Professional Activities of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pyatigorsk State University" (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "PSU")


Родионов Андрей Васильевич,
Научный руководитель: Римма Геннадьевна Зверева
1. Магистрант 2 курса, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Пятигорский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ПГУ»)
Высшая школа управления, направление подготовки:
"Психология безопасности, кадрового менеджмента и успешной профессиональной деятельности"
2. кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры Психологиии личности и профессиональной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пятигорский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ПГУ»)
Аннотация: Любая профессиональная деятельность связана с наличием специфических стрессовых факторов, которые могут приводить к развитию профессиональных деформаций и выгорания личности. Особенно интенсивно профессиональный стресс проявляется у специалистов профессий типа «человек-человек», к которым относятся медицинские работники. Профессиональная деформация относится к синдромам, возникающим под воздействием неблагоприятных условий профессиональной деятельности. Её можно определить как когнитивное искажение, основанное на психологической дезориентации личности в силу воздействия внутренних и внешних условий трудовой деятельности. Целью исследования стало изучение и определение психологических факторов профилактики профессиональной деформации личности у сотрудников медицинских учреждений. Гипотезами исследования стали следующие предположения:
В результате исследования можно заключить, что гипотеза о личностных предикторах устойчивости медицинских работников к профессиональной деформации личности подтвердилась частично. По нашим результатам, уровень развития эмпатии и направленность на социальную поддержку обнаруживают отрицательные корреляции с симптомами профессиональной деформации у медицинских работников, однако, стратегия планирования решения проблем и системная рефлексия не связаны с негативной симптоматикой.
Вторая гипотеза о том, что в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности, подтвердилась: у медицинских работников снизился уровень выраженности симптомов профессиональной деформации, повысилась эмпатия и склонность к конструктивным копинг-стратегиям.


Abstract: Any professional activity is associated with the presence of specific stress factors, which can lead to the development of professional deformations and personal burnout. Occupational stress is especially intense among specialists in human-to-human professions, which include medical workers. Professional deformation refers to syndromes that arise under the influence of unfavorable conditions of professional activity. It can be defined as a cognitive distortion based on the psychological disorientation of the individual due to the influence of internal and external conditions of work. The purpose of the study was to study and determine psychological factors for the prevention of professional personality deformation among employees of medical institutions. The research hypotheses were the following:
As a result of the study, we can conclude that the hypothesis about the personal predictors of medical workers’ resistance to professional personality deformation was partially confirmed. According to our results, the level of development of empathy and focus on social support show negative correlations with symptoms of professional strain in medical workers, however, the problem-solving planning strategy and systemic reflection are not associated with negative symptoms.
The second hypothesis, that as a result of a program aimed at developing personal predictors of resistance to professional deformation, the level of professional deformation in medical workers will decrease, was confirmed: in medical workers, the level of severity of symptoms of professional deformation decreased, empathy and the tendency to constructive coping increased. strategies.
Ключевые слова: профессиональная деформация личности, выгорание личности, профессиональный стресс.

Keywords: professional personality deformation, personality burnout, professional stress.


Любая профессиональная деятельность связана с наличием специфических стрессовых факторов, которые могут приводить к развитию профессиональных деформаций и выгорания личности. Особенно интенсивно профессиональный стресс проявляется у специалистов профессий типа «человек-человек», к которым относятся медицинские работники. Ситуация отягощается актуальными условиями, связанными с продолжением борьбы с пандемией коронавируса и её последствиями. В этой связи встает вопрос поиска путей профилактики профессиональной деформации личности у медицинских работников.

Профессиональная деформация относится к синдромам, возникающим под воздействием неблагоприятных условий профессиональной деятельности. Её можно определить как когнитивное искажение, основанное на психологической дезориентации личности в силу воздействия внутренних и внешних условий трудовой деятельности. Она является важнейшим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на эффективность профессиональной деятельности и общение с коллегами, формируя неблагоприятные качества, преобразующие стереотип профессионального поведения личности [1]. Одним из проявлений профессиональной деформации является синдром «эмоционального выгорания» [2].

Хотя различными исследователями выделены индивидуальные факторы профессиональной деформации личности медицинских специалистов, к которым относятся развитая саморегуляция, способность конструктивно взаимодействовать с пациентами и коллегами, наличие представлений о ценности своей профессиональной деятельности, развитое умение распределять время между работой и личной жизнью, реалистичные ожидания от работы и наличие значимых видов деятельности, не связанной с ней [3, 4, 5], до сих пор наблюдается некоторый недостаток программ, направленных на профилактику данного синдрома. В этой связи целью нашего исследования стало изучить и определить психологические факторы профилактики профессиональной деформации личности у сотрудников медицинских учреждений.

В исследовании приняли участие 60 медицинских работников: 41 человек женского и 19 человек мужского пола в возрасте от 23 до 49 лет; 20 человек – врачи различных специальностей и 40 человек – средний медицинский персонал. Исследование проводилось на базе санатория им. И.М. Сеченова в г. Ессентуки.

В исследовании использовались следующие методики: Тест выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой); Опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (ОРПВ) В.А. Винокура; Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; Опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюковой и соавторов); Тест «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева. Гипотезами исследования стали: 1) устойчивость к возникновению профессиональной деформации личности у врачей и среднего медицинского персонала связана с определенными личностными предикторами: направленностью на конструктивные копинг-стратегии поиска социальной поддержки и планирования решения проблем, высокой эмпатией и развитой системной рефлексией; 2) в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности.

Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе него для выявления личностных черт, связанных с профессиональной деформацией медицинских работников, был использован корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена. Значимые корреляции представлены в таблице 1.

Таблица 1

 Результаты корреляционного анализа показателей профессиональной деформации и личностных особенностей медицинских работников

Показатели профессиональной деформации личности Личностные особенности Коэффициент корреляции
Эмоциональное истощение Рациональный канал эмпатии -,393**
Эмоциональный канал эмпатии -,305*
Поиск соц.поддержки -,382**
Бегство-избегание ,353**
Интроспекция ,307*
Деперсонализация Самоконтроль ,344**
Интроспекция ,301*
Редукция личных достижений Рациональный канал эмпатии ,424*
Поиск соц.поддержки ,348**
Интроспекция -,312*
Эмоциональное истощение Рациональный канал эмпатии -,326*
Поиск соц.поддержки -,274*
Интроспекция ,341**
Напряженность в работе Рациональный канал эмпатии -,377**
Бегство-избегание ,288*
Интроспекция ,309*
Удовлетворенность работой и оценка ее значимости Рациональный канал эмпатии -,321*
Поиск соц.поддержки -,305*
Интроспекция ,298*
Самооценка качества работы Рациональный канал эмпатии -,333**
Интроспекция ,344**
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе Рациональный канал эмпатии -,270*
Общая самооценка Интроспекция ,315*
Здоровье и общая адаптация Рациональный канал эмпатии -,293*
Интегральный показатель Рациональный канал эмпатии -,326*
Поиск соц.поддержки -,308*
Интроспекция ,341**

*-корреляция значима на уровне p ≤ 0,05

**-корреляция значима на уровне p ≤ 0,01

Как мы видим из таблицы, показатели профессиональной деформации личности связаны с определенным спектром личностных характеристик, которые могут рассматриваться как личностные предикторы профессиональной деформации личности медицинских работников. Этими характеристиками являются низкая степень рациональной и эмоциональной эмпатии, предпочтение копинг-стратегий самоконтроля и избегания, слабая направленность на поиск социальной поддержки и выраженная рефлексия, основанная на фиксации на собственных переживаниях. Вероятно, данные черты поддерживают эмоциональную и поведенческую отстраненность от профессиональных ситуаций, снижают социальную активность личности и обусловливают её фиксацию на собственном «Я», что вызывает разнообразные негативные тенденции в отношениях с коллегами и пациентами, повышая уровень стресса.

Вторым этапом исследования была разработка и проведение программы формирующего эксперимента, направленной на профилактику профессиональной деформации у медицинских работников. Программа разработана с учетом высокой профессиональной нагрузки медицинских работников и включает 10 занятий по 1-1,5 часа длительностью. В рамках неё работа осуществлялась по двум направлениям: лекции и практические занятия, которые проводились друг за другом, причем лекция по определенной теме предшествовала практическому занятию. Всего программа включала 5 этапов:

  1. Целью первого этапа стало развитие представлений о профессиональной деформации и её основных симптомах у медицинских работников. На этом этапе проводилась лекция на тему профессиональной деформации, в рамках практического занятия осуществлялся анализ основных симптомов стресса у респондентов.
  2. Второй этап был направлен на ознакомление с основными факторами выгорания в рамках лекционной работы и групповой дискуссии.
  3. Целью третьего этапа было формирование способов преодоления профессионального стресса. Здесь медицинские работники знакомились с теоретическими представлениями о совладании со стрессом, а также с рядом практических упражнений, направленных на развитие саморегуляции.
  4. Четвертый этап был посвящен проблеме стрессоустойчивости и её развития. В рамках лекции были рассмотрены современные представления о стрессоустойчивости; на практическом занятии осуществлялась групповая дискуссия на тему основных качеств личности, устойчивой к стрессу, проводилась самооценка развития данных качеств у респондентов.
  5. На пятом, заключительном этапе, рассматривались основные ресурсы профилактики профессиональной деформации личности, проводились практические упражнения, направленные на развитие личностных и социальных ресурсов.

Для проверки эффективности программы выборка была разделена на две основные группы: контрольную и экспериментальную. В каждую группу вошли 30 человек: 10 человек – врачи, 20 человек – средний медицинский персонал. Далее был проведен сравнительный анализ показателей выгорания и личностных особенностей в контрольной и экспериментальной группе до проведения программы, который показал отсутствие различий.

После программы была проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группе до и после программы (критерий Вилкоксона), а также сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группе после программы (критерий Манна-Уитни).  Значимые различия, выявленные в результате анализа, представлены в таблицах 2,3.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа показателей в экспериментальной группе до и после проведения программы

ПОКАЗАТЕЛИ До После Критерий Вилкоксона p
Эмоциональное истощение 19,27 13,43 -4,619 0,001***
Эмоциональное истощение – 2 52,6 41,83 -5,002 0,001***
Напряженность в работе 51,2 47,00 -4,6 0,001***
Самооценка качества работы 47,8 46,27 -2,862 0,004**
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе 46,2 42,07 -3,686 0,001***
Здоровье и общая адаптация 51,6 46,83 -3,464 0,001***
Интегральный показатель 49,7 46,76 -4,783 0,001***
Рациональный канал эмпатии 4,00 5,12 -2,694 0,007**
Общий уровень эмпатии 22,07 23,23 -2,248 0,025*
Поиск социальной поддержки 41,30 51,30 -2,670 0,008**
Положительная переоценка 51,43 55,76 -1,926 0,048*

*p ≤0,05; **p ≤0,01; ***p ≤0,001

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа показателей выгорания в контрольной и экспериментальной группе после проведения программы

ПОКАЗАТЕЛИ Контр. группа Эксп.группа Критерий Манна-Уитни p
Эмоциональное истощение 21,23 13,43 257,500 0,004**
Эмоциональное истощение – 2 51,60 41,83 320,000 0,045*
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе 53,40 42,07 290,500 0,018*
Здоровье и общая адаптация 55,53 46,83 310,500 0,039*
Интегральный показатель 54,15 46,76 303,000 0,030*
Рациональный канал эмпатии 4,23 5,12 319,500 0,041*
Конфронтационный копинг 62,22 47,89 286,000 0,035*
Положительная переоценка 40,32 55,76 285,000 0,012*

*p ≤0,05; **p ≤0,01

Результаты анализа показали, что после участия в программе в экспериментальной группе снизился уровень эмоционального истощения, улучшилась самооценка и физическое состояние, уменьшился общий показатель выгорания, повысилось стремление к получению профессиональной помощи и поддержки. Кроме того, повысился уровень эмпатии, уменьшилось стремление к конфронтации и выросла направленность на позитивное переосмысление проблемных ситуаций.

Итак, в результате исследования мы можем заключить, что первая гипотеза о личностных предикторах устойчивости медицинских работников к профессиональной деформации личности подтвердилась частично. По нашим результатам, уровень развития эмпатии и направленность на социальную поддержку обнаруживают отрицательные корреляции с симптомами профессиональной деформации у медицинских работников, однако, стратегия планирования решения проблем и системная рефлексия не связаны с негативной симптоматикой. Вероятно, системная рефлексия и стратегия планирования решения проблем не способствуют конструктивному поведению личности в ситуации стресса, т.к. они связаны с попыткой объективного анализа ситуации, который в неблагоприятных условиях может быть затруднен, и может приводить к неверным выводам.

Вторая гипотеза о том, что в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности, подтвердилась: у медицинских работников снизился уровень выраженности симптомов профессиональной деформации, повысилась эмпатия и склонность к конструктивным копинг-стратегиям.

Таким образом, проведенное исследование вносит вклад в представления о личностных предикторах профессиональной деформации личности у медицинских работников. Программа, разработанная в результате исследования, может быть внедрена в практику в различных медицинских учреждениях, что позволит существенно снизить вероятность формирования синдрома профессиональной деформации у медицинского персонала.

References

1. Полевая М.В. и соав. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая и др. – М.: СВИВТ, 2017 - 189 с.
2. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. №1. С. 55-62.
3. Суханова Е.И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. 2022. №2 (36). C. 55-60.
4. Федорцова С.С., Ковярова В.А. Эмоциональное выгорание среди представителей профессиональной группы медицинские работники // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. №1. С. 91-97.
5. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2021. №7. С.44-63.