Abstract: The article is devoted to the analysis of the personality characteristics of a criminal who commits a crime motivated by jealousy. In criminology, there is a whole scientific direction studying this phenomenon, which is characterized by great discussion and the lack of a unified approach. The formed methodological approach to solving the problem of the essence and concept of the criminal's personality should have the potential to solve the main problem of influencing the personality in order to prevent a crime.
Keywords: gender-based violence, criminal identity, victim, jealousy, motivation.
Личность преступника — это совокупность социально-психологических свойств, которая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления[1]. Такую совокупность социально-психологических свойств условно можно разделить на несколько групп, которые образуют так называемую структуру личности. На внутреннем уровне структура личности представляет собой сочетание свойств ее социальной направленности, показывающих отношение человека к основным видам его социальной деятельности. На внешнем уровне структура охватывает свойства личности, показывающие ее реальные проявления в основных видах деятельности, которые закрепляются в социальном статусе и социальных функциях (социальный статус личности; социальные функции личности; нравственно-психологические установки). Криминологический подход к личности преступника основан на вышеизложенных положениях, но имеет и некоторые особенности. В настоящее время преступления на почве ревности имеют тенденцию в сторону их увеличения. Согласно данным портала правовой статистики Генпрокуратуры, количество женщин, потерпевших от насильственных преступлений, с 2014-го по 2016 год непрерывно росло, но в 2017 году цифры резко уменьшились. С 2017 же года почти в два раза уменьшается количество потерпевших от домашнего насилия, спад продолжается и в 2018 году. Такое снижение в тот период мы связываем с тем, что снижение официального количества потерпевших от преступлений, совершенных в семье, связано не с реальным уменьшением их числа, а с произошедшей в 2017 году их декриминализацией. Самые частые преступления против женщин в 2022 году связаны с причинением вреда здоровью, угрозами убийством и сексуализированным насилием. Причем в случае последнего женщины составляют подавляющее большинство потерпевших. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в 2021 году было зарегистрировано 1918 убийств женщин. Из тех, что за тот же период были предварительно расследованы, 768 были охарактеризована как домашнее насилие. В 2022 году эти показатели составили 1884 и 786 соответственно. То есть соотношение количества регистрируемых убийств женщин и предварительно расследованных преступлений, в которых женщину убил член семьи, муж или сексуальный партнер, — 10 к 4.[2].
Данные социологических опросов показывают, что 40% жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя[3]. Статистика свидетельствует об усилении напряженности внутрисемейных отношений, о росте конфликтных ситуаций в семьях.
Решающее значение в понимании причин преступлений на почве ревности, имеет знание субъективных характеристик личности преступника, которые были получены в результате психологического исследования изучаемых лиц. Известно, что основной личностной детерминантой любого поведения, в том числе и преступного, является мотив. Он оказывает существенное влияние на весь механизм преступного поведения и поэтому занимает в нем особое место.
Мотивационная сфера является стержнем нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим ее потребности, интересы, ведущие отношения и активность. Совершая преступление из ревности, независимо от факта существования осознанного или неосознанного принятия решения на такой поступок, на конечном результате, тем не менее, консолидируются все психологические процессы, закономерность которых необходимо выявить и понять.
Как правило, преступникам, совершившим преступления на почве ревности, характерна мотивация, которая включает в себя сужение (а иногда и полную блокировку) процесса рациональной оценки последствий межличностного конфликта в силу действия различных объективных и субъективных факторов: эмотивности, аффективности, агрессивности, акцентуаций характера, фрустрации, интеллектуальной ограниченности, антиобщественного характера ценностей, преступных установок и т.д.
Из всех вышеперечисленных черт, присущей человеческой психологии, агрессивность является самой распространенной среди рассматриваемой категории преступников и основополагающей субъективной детерминантой совершаемых преступлений. Агрессивное поведение тесно связанное с эмоциями негативного содержания выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах.
Нередко подобные лица, желая создать конфликтную ситуацию, но, не имея при этом конкретного повода своих агрессивных действий, не представляя себе даже в общих деталях, что они будут делать, вооружаются на всякий случай, вливают в себя для храбрости определенную дозу алкоголя.
При изучении психологических черт преступников-ревнивцев не менее часто проявлялось такое эмоциональное состояние лица, как повышенная тревожность. Там, где преступлению соответствует «чистый» мотив ревности, (имеется в виду — отсутствие сомотивов) преступнику свойственна повышенная тревожность в отношении партнера, которая даже в скрытом виде может способствовать принятию объективно неправильных решений в экстремальных ситуациях; его чрезмерная привязанность к нему формирует определенную замкнутость и отчужденность от других людей, появляется существенная психологическая зависимость от любимого человека. Ситуации, предшествующие преступному деянию — уход партнера, появление любовника (мнимого или действительного), предполагаемый развод — равносильны для него катастрофе, так как кругозор его общительности достаточно узок, а порой только и ограничивается взаимоотношениями и эмоциональной привязанностью к любимому человеку. Иными словами, потребность любить и обладать желанным объектом настолько велика, что становится у данной категории преступников навязчивой, застревающей, существенно влияющий на весь их образ жизни. Потому факт обнаруженной измены или появление каких-либо сомнений, вызывает бурное проявление чувства ревности. Как правило, результат преступного насилия не заставлял себя долго ждать, разрешение конфликта проводилось практически мгновенно.
На уровне эмоционального восприятия происходящего для некоторых лиц характерна раздражительность, гиперчувствительность, быстрая подвижность нервных процессов, неуравновешенность и изменчивость отношений в сочетании с быстротечной сменой психологических реакций, выводящих на силовой метод разрешения конфликта.
Если абстрагироваться, то нужно заметить, что тревожные состояния различной степени присутствуют в настоящее время даже у законопослушных граждан, вызванные и определяемые временем социальной напряженности в обществе, его массового имущественного расслоения, увеличением безработицы, утратой бывшей уверенности в завтрашнем дне и будущей неопределенностью. Учитывая данные обстоятельства, можно сказать, что данные эмоциональные переживания усугубляются у лиц рассматриваемой категории наличием психических аномалий. Статистика и данные криминологических исследований показывают, что психические аномалии наиболее часто встречаются у несовершеннолетних преступников, лиц, совершающих тяжкие преступления против личности, и у рецидивистов. Среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще всего встречаются такие аномалии: психопатии и психопатические состояния — у 33%, органические поражения центральной нервной системы — 19%, ушибы головного мозга — 18%, хронический алкоголизм — у 17%. В целом среди убийц лица с психическими аномалиями составляют более 70%[4]. К сожалению, конкретные показатели в отношении преступников-ревнивцев отсутствуют, потому как изучение судебной практики показало, что экспертиза по делу назначается весьма редко, даже, если в деле присутствуют обстоятельства с большой долей уверенности, позволяющие судить о явном психическом отклонении. Условно данный показатель составляет — 39% с устойчивым преобладанием хронических алкоголиков.
Определяя силу влияния психических аномалий, следует подчеркнуть, что они автоматически не приводят к совершению преступления в ситуациях, возникающих на почве ревности. На индивидуальном уровне можно говорить лишь о возможности совершения преступления лицами с такими отклонениями, и только на статистическом уровне криминогенность этого фактора становится «неизбежной». Специалисты утверждают, что на преступное поведение оказывает влияние не отдельный признак психического расстройства, а такое комплексное образование, как патопсихологический синдром, состоящий из психоаномального фактора и личностных свойств, сформированных с его участием[5].
Психоаномальный фактор проявляет себя с различной силой в зависимости от стадии генезиса криминогенной личности. Удельный вес психоаномалов варьирует в зависимости от типовой принадлежности такой личности.
В криминологической литературе можно встретить множество вариантов типологии личности, которые обобщают совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей и различающихся между собой по критерию типологизации. Применительно к рассматриваемой категории преступников, мы выделим типологию, в которой критерием типологизации выступает социальная направленность личности преступника. Исходя из соотношения негативной и позитивной направленности личности, такая типология выглядит следующим образом:
Ситуационный тип. В общем, он характеризуется позитивной социальной направленностью, без особых деформаций со стороны негативного компонента. Обладает достаточно устойчивым уровнем правосознания. Преступление совершается исключительно в силу давления критической жизненной ситуации, в которой субъект не смог добиться результата своих действий, не причиняя общественно опасных последствий. Этот тип чаще совершает преступления в состоянии сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.
Небрежный тип. Социальная направленность данного типа в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна. Характеризуется легкомысленным отношением к членам семьи и равнодушен к семейной стабильности.
Неустойчивый тип. Для этого типа не характерно наличие стойких или значительных деформаций в структуре направленности личности. Компоненты негативной и позитивной направленности примерно равны, но тенденции у них противоречивы, и это может привести как к увеличению, так и к ослаблению криминогенности. Между преступлением и личностью всегда имеется повод, личностная интерпретация которого либо ведет, либо не ведет к совершению преступления. До преступления возможны различные правонарушения или аморальные действия.
Привычный тип. Этот тип характеризуется значительной деформацией в структуре социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен, социально-психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы. Отличается низким уровнем правосознания, отсутствием четких границ между моральным и аморальным, между «можно» и «нельзя». Это, как правило, эмоционально распущенные, ведущие антиобщественный образ жизни, неуравновешенные люди. Мотивация у них связана с раздражением, злостью, завистью и т.д. Агрессивная направленность вызывает совершение преступления в сочетании с конфликтной ситуацией, причем акт насилия с преступными последствиями не единичен в их практике.
Поскольку среди преступников, совершающих преступления на почве ревности, много лиц с расстройствами психики, их можно также типологизировать и выделить определенные «группы риска», состоящие из психически аномальных преступников, расстройство психической деятельности которых не исключает вменяемости, но влечет личностные изменения, которые способствуют отклоняющемуся поведению.
- Алкоголизированный. К данному типу могут быть отнесены индивиды, особенность которых обусловлена личностными изменениями на почве злоупотребления алкоголем. В первую очередь это хронические алкоголики, и лица, злоупотребляющие алкоголем, а также преступники, алкоголизация которых, развившись на фоне уже имеющихся нервно-психических расстройств, определила изменения личности и поведения по алкогольному типу. Данному типу преступников характерно три подтипа:
— лица, чей психологический профиль определяется низким уровнем агрессивности, а также эмотивностью, повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, ранимостью, постоянным ощущением своей незащищенности. Совокупность вышеперечисленных качеств может приводить к насилию с их стороны при обнаружении каких-либо предпосылок неверности (мнимой или действительной) и как следствие восприятие ситуации как угрожающей;
— лица, которые характеризуются высокой активностью, не позволяющей адекватно определить возможности неблагоприятных последствий собственных действий. У них отсутствуют взвешивание и анализ различных вариантов своих действий, а возникшие побуждения непосредственно реализуются в поступках. Для таких преступников типичны выраженные влечения к аффективным переживаниям;
— лица, которые отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, нерешительностью, чрезмерным контролем своих действий и действий любимого человека, болезненными переживаниями. Из-за невысокого общего тонуса они постоянно находятся в состоянии внутреннего напряжения и неудовлетворенности.
- Наркотизированный. Данную группу составляют лица, личностные изменения которых обусловлены употреблением наркотиков различных составов. Внешне они схожи с первой группой лиц, однако их внутренняя деформация гораздо глубже. Агрессивность данного типа лиц находится на минимальном уровне, однако, их безразличие прерывается в случае обнаружения каких-либо негативных факторов, способных отрицательно повлиять на их существование.
- Психопатизированный. Данную группу составляют лица, страдающие психопатиями, обнаруживающие резко выраженные психопатические черты характера и другие нервно-психические расстройства. Криминогенность представителей данного типа носит универсальный характер. Им характерны такие качества, как: неуравновешенность, самовзвинчивание, ранимость в межличностных отношениях, зацикливание на неприятных переживаниях, подозрительность, настороженность.
Таким образом, при изучении психологических черт преступников-ревнивцев можно сделать вывод, что наиболее характерологическая их направленность это агрессивность, в большинстве случаев являющаяся главной детерминантой преступных действий. Им характерны следующие эмоциональные проявления: повышенная чувствительность, раздражительность, самовзвинчивание.
По социальной направленности личности можно выделить четыре типа преступников, совершающих деяния из ревности — ситуационный, небрежный, неустойчивый и привычный. В связи с огромным количеством лиц с расстройствами психики, среди преступников-ревнивцев в данном направлении можно выделить их следующие типы: алкоголизированный, наркотизированный и психопатизированный.
References
1.Криминология. Под редакцией В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб, 2002. С.68.2.Все падает: что было с безработицей и гендерным насилием//https://www.forbes.ru/forbes-woman/485322-vse-padaet-cto-bylo-s-bezraboticej-rozdaemost-u-i-gendernym-nasiliem-v-2022-godu//дата обращения 19.11.2023
3.Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996г., №6.//https://мвд.рф/reports
4.Шестаков Д.А. и др. Криминология XX век. СПб., 2000. С. 208.
5.Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 51-52.