Abstract: The article discusses the necessity of studying personality of a student as a condition of implementation of Federal state educational standards. The article deals with the problem of diagnostics of education students, stresses the relevance of studying the level of development of moral development of pupils, which is a structural component of system of work on spiritually-moral education of the younger generation. Recommendations for the study of the moral sphere of students, the possible criteria of the study, describes the methods of studying moral development of children: conversation, testing, questioning, ranking, method of bringing up situations learning products student art, original technique of «We value people», «How to apply», «Finish the sentence», «Proverbs», «Reflect on life experiences», the Express-diagnostics of empathy, individual diagnostic interviews, etc. Addresses the question of studying the moral sphere of the personality of young man-student
Keywords: federal state educational standard, the study of student, diagnosis education, the study of moral issues, research methods, technique
Диагностика результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных) и постоянные мониторинговые исследования изменений в интеллектуальной, социальной, нравственной, сферах личности школьника являются составной частью федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования. Умения в области диагностики – это необходимые компетенции современного педагога, в том числе и работающего в условиях инклюзивного образования. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также ориентирует учителя на изучение личностных особенностей детей, в том числе и их нравственной сферы, и использование этих данных в организации воспитательного процесса [3, 8].
Изучение ребенка и, как следствие, знание его особенностей – одно из важнейших средств гуманизации образовательного процесса. Педагог-профессионал должен проявить себя прекрасным исследователем индивидуально-психических и возрастных особенностей учащихся. Знание ученика позволит учителю эффективнее реализовывать личностный подход в своей практике, который выступает важнейшей ценностной ориентацией педагога. Учет личностных качеств каждого ребенка поможет воспитателю построить отношения с воспитанниками в форме диалога по обмену опытом.
О необходимости всестороннего изучения личности ребенка в процессе практической работы учителя как залоге успешной деятельности говорили многие прогрессивные ученые в начале XX века, в том числе и известный педагог-психолог В.П. Вахтеров. Сам он проявил себя прекрасным знатоком и исследователем индивидуально-психических и возрастных особенностей младших школьников (познавательных процессов и памяти, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер, черт характера, способностей, речи, интересов), предложил свою типологию характера ребенка [6, с. 106].
Вряд ли у кого вызовет сомнение факт, что необходимо изучать и анализировать уровень воспитанности учащихся. Педагогам важно знать, а какие изменения происходят с личностью растущего человека, каков же результат их воспитательной деятельности? Такой исследовательский характер педагогической деятельности способствует повышению профессионально-педагогической культуры учителя. Изучение воспитанности школьников помогает классному руководителю точнее определить цели своей воспитательной работы. Использование результатов диагностирования дает возможность учителю эффективнее разрешать педагогические задачи, связанные как с формированием личности ребенка, так и с каждодневными педагогическими ситуациями.
Проблема изучения воспитанности школьников – одна из сложнейших в педагогической науке и практике. Возникает ряд вопросов. А существует ли некий стандарт воспитанности, т.е. набор определенных качеств личности, который и характеризует эффективность воспитания? Необходимо ли всех учащихся «подгонять» под этот стандарт? Как разграничить при оценке результатов воспитательного процесса влияние самой школы от влияния окружающей среды? Каков должен быть диагностический инструментарий при изучении воспитанности школьников? Исследования показывают, что нецелесообразно использовать единые для всех школ критерии и показатели уровня воспитанности учащихся. Данные характеристики, позволяющие судить о результативности воспитательного процесса, могут быть разработаны самими его участниками (педагогами, учащимися, родителями). При этом могут учитываться цели и задачи воспитательной деятельности конкретного класса, особенности ВСШ.
Диагностические средства должны быть конкретными, понятными для педагога и учащихся, не требовать больших затрат времени и сил на подготовку, организацию, анализ полученных данных. Целесообразно проводить многолетние исследования личности учащегося, а не одноразовые срезы. При этом использовать те же самые критерии, показатели воспитанности, диагностический инструментарий.
При диагностике воспитанности учащихся важным является изучение их нравственного развития. Проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения приобретает в современных социокультурных условиях особую значимость. Деформация духовных и нравственных ценностей и идеалов, утрата «общинности», присущая русскому народу, привели к кризису в образовании, культуре, экономике [9, с. 437]. Системе образования отводится значительная роль в преодолении этого кризиса и духовно-нравственном развитии личности ребенка. Важным становится организация и проведение в общеобразовательной организации работы по развитию нравственных ценностей подрастающего поколения, причем эта работа должна иметь системный и постоянный характер [7]. Одним из компонентов этой системы как раз и являются диагностика и мониторинговые исследования сформированности духовно-нравственной сферы школьника.
Критериями диагностики могут быть сформированность отношений личности школьника к Отечеству, обществу, природе, миру, семье, школе, классному коллективу, труду, культуре, знаниям, другому человеку, самому себе; направленность личности ребенка («на себя», «на объект», «на других людей»); социальная активность учащихся и т.д. Каждая образовательная организация может разработать свои показатели нравственного развития обучающегося.
С целью получения информации о нравственных ориентациях, ценностях, идеалах, мотивах поведения школьников, анализа и обработки полученных данных можно использовать следующие методы исследования: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, ранжирование, метод воспитывающих ситуаций, изучение продуктов ученического творчества, игровые методики и др.
Метод беседы. Можно использовать прямые вопросы типа: «Как ты думаешь, что такое доброжелательность?», «Как ведет себя доброжелательный человек?», «Как ведет себя недоброжелательный человек?», «Зачем людям нравственность?», «Что такое справедливость?» и т.д. Ответы помогут осмыслить педагогу и учащимся нравственные ценности и нормы.
Метод ранжирования. Учащиеся получают анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: модный, справедливый, честный, умный, веселый, культурный, нарядный, общительный, трудолюбивый». Этот список можно продолжить.
Изучение продуктов детского творчества. Для диагностики убеждений, взглядов учащихся можно применять сочинения на определенную тему («Что такое гуманность?», «Нужно ли быть честным?», «Как вы понимаете, что такое духовность?»).
Метод воспитывающих ситуаций. Можно организовать наблюдение в естественных условиях, т.к. учащиеся постоянно оказываются в повседневной жизни перед проблемой морального выбора, или преднамеренно создать воспитывающую ситуацию.
С целью выявления нравственных ориентаций обучающихся можно использовать методику «Что мы ценим в людях» [2, с. 113]. Исследование проводится индивидуально. Школьнику предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых — хорошего человека, на которого он хотел бы быть похожим, и плохого. Затем просят учащегося назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. В результате моральной оценки поступков, оценки адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный выясняем отношение обучающегося к нравственным нормам. Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой: 0 баллов — ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют; 1 балл — нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны; 2 балла — нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое; 3 балла — ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
С целью выявления у школьников отношения к нравственным нормам целесообразно использовать методики «Как поступать» и «Закончи предложение» [2, с. 114]. При проведении методики «Как поступать» ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел. Например, одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему? При проведении методики «Закончи предложение» школьник должен закончить предложение одним или несколькими словами. Предложения могут быть следующие: Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…., Когда в моем присутствии обижают человека, я…, Если я знаю, что поступил неправильно, то… и другие. Обработка у этих методик предлагается такая же, как и в предыдущей методике.
С целью выявления нравственной направленности личности школьника полезными могут оказаться тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методика С.М. Петровой «Пословицы» [1, с. 19-28].
Одним из показателей общего уровня нравственного развития личности человека является уровень развития эмпатии. Эмпатия» (англ. етраthу — вчувствование) характеризуется эмоциональным откликом человека на переживания других людей и проявляется в сопереживании и сочувствии. Исследователь И.М. Юсупов разработал методику экспресс-диагностики эмпатии [5]. Ученый отмечает, что при оценке эмпатии следует учитывать влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования факторы: пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т. п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться не только в отношении реально существующих людей (животных), но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры. Полное описание методики содержится в источнике № 5.
С целью выявления нравственных ориентаций подростка можно применять методику индивидуального диагностического собеседования. Педагог предлагает школьнику печатный вариант тестовых ситуаций или проводит с ним устную беседу. Из предложенных вариантов ответов ученик делает свой выбор, после чего педагог выстраивает диагностическую беседу, разворачивает проблематизацию. Проблематизация – это специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании высказываний школьников, способах их рассуждений с целью построения проблемной ситуации как личной для ребенка. Действия педагога должны помочь подростку выйти в осмысленную позицию по отношению к собственному пониманию и осознать то, что пока не понято. Каждая ситуация сопровождается четкой интерпретацией выбора, который делает школьник, и указаниями на возможное развитие темы беседы в зависимости от варианта ответа [10]. Авторы диагностики предлагают 10 ситуаций. Вот одна из них. Сюжет. Представь ситуацию: тебе очень нужны деньги. Никто из твоих знакомых не в состоянии тебе помочь, и вдруг выясняется — есть человек, который готов одолжить нужную сумму. Правда, этот человек — подлец, которого ты презираешь и с которым не здороваешься при встрече. Он рад одолжить тебе требуемую сумму, но с одним маленьким условием — прежде ты примешь участие в кампании травли твоего хорошего знакомого. Как ты поступишь: а) постараешься минимизировать свое участие в травле знакомого и потом возьмешь деньги; б) предупредишь своего знакомого о том, что вынужден участвовать в кампании против него, и возьмешь деньги; в) откажешься от заманчивого предложения; г) откажешься от предложения подлеца и постараешься помочь своему знакомому отстоять его доброе имя. Цель: определить, способен ли подросток совершить предательство. Интерпретация выбора: вариант «а» — подросток способен на предательство; вариант «б» — подросток способен на предательство; вариант «в» — подросток не способен на предательство; вариант «г» — подросток не только не способен на предательство, но и готов бороться с подлостью. Рекомендации по развитию темы. В случае выбора подростком варианта «а» можно проблематизировать его тем, что «размер не имеет значения», предательство — оно и есть предательство, а при ответе «б» — тем, что предупреждение о предательстве не только не снимает вины с предающего, но и выглядит гораздо более цинично, чем предательство втайне. Если подросток выбрал благородный вариант «в», то стоит попробовать проблематизировать последствия его решения. И только выбор подростком варианта «г» не нуждается, на наш взгляд, ни в какой проблематизации, а заслуживает настоящего восхищения (разумеется, если есть ощущение искренности выбора).
Воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса в современном вузе. Российская молодежь находится в духовном кризисе, который характеризуется деформацией нравственных ценностей, что приводит молодых людей к идейному тупику. В связи с этим важным становится исследование ценностных ориентаций студентов и определение направлений воспитательной работы в вузе. Для изучения нравственных ценностей молодого человека можно использовать тест Л. Кольберга с целью диагностики уровня развития моральных суждений, методику экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова, «Опросник» Ш. Шварца, «Опросник». С.С. Бубновой, «МшГ»-тест П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой, «Анкету» Э.Г. Черновой и др. [2, 11].
References
1.Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001. – 128с.2.Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб, 2002.
3.Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С.863.
4.Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная В.Ф., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования: учебное пособие. – Нижний Новгород, 2016.
5.Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2002. – 694 с.
6.Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. – 2014. – №8-2 (36). – С. 105–107.
7.Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6-0. – С.506.
8.Россова Ю.И. Педагог в инклюзивном образовании // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Саранск, 2016. – С. 360 – 365.
9.Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №10 (54). – С. 437–442.
10.Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания. – М., 2003. – 83 с.
11.Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов Центральноевропейского региона России: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Ярославль, 2003.