Emotional intelligence as a personal resource in the work of a manager

UDC 159.9
Publication date: 18.01.2024
International Journal of Professional Science №1-1-2024

Emotional intelligence as a personal resource in the work of a manager

Эмоциональный интеллект как личностный ресурс в работе руководителя

Shalygin Daniil Igorevich,
Terekhina Natalya Vladimirovna,
Bochkareva Lyudmila Petrovna,

1. Master's student, PCIT (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “MSUTU named after K.G. Razumovsky (PKU)", Penza,
2. Master's student, PCIT (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “MSUTU named after K.G. Razumovsky (PKU)", Penza,
3. Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, PCIT (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MSUTU named after K.G. Razumovsky (PKU)", Penza


Шалыгин Даниил Игоревич,
Терехина Наталья Владимировна,
Бочкарёва Людмила Петровна
1. Магистрант, ПКИТ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Пенза,
2. Магистрант, ПКИТ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Пенза,
3. кандидат психологических наук, доцент, ПКИТ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Пенза
Аннотация: В наше время, особенно актуальным является инновационный подход к деятельности делового сообщества, направленный на его прогрессивное развитие. В связи с этим, ключевое значение приобретает то, насколько эффективно выполняет свою работу руководящий состав предприятий. Для того, чтобы были достигнуты поставленные перед организацией оперативные и стратегические цели важно, чтобы руководитель не только владел навыком убеждения, обладал лидерскими качествами и эффективно координировал действия всех сотрудников, но и мог успешно справляться с собственными эмоциями, чувствовать эмоциональный фон своих партнеров и подчинённых, распознавать манипуляции в процессе коммуникации. Следовательно, высокий уровень эмоционального интеллекта представляет собой один из ключевых личностных ресурсов человека, находящегося на руководящей должности.

Abstract: In our time, an innovative approach to the activities of the business community, aimed at its progressive development, is especially relevant. In this regard, how effectively the management of enterprises performs their work is of key importance. In order for the operational and strategic goals set for the organization to be achieved, it is important that the manager not only has the skill of persuasion, has leadership qualities and effectively coordinates the actions of all employees, but also can successfully cope with his own emotions, feel the emotional background of his partners and subordinates, recognize manipulations in the communication process. Consequently, a high level of emotional intelligence is one of the key personal resources of a person in a leadership position.
Ключевые слова: психология управления, психология руководителя, эмоциональный интеллект руководителя, личностный ресурс руководителя, лидерские качества, управление предприятием

Keywords: management psychology, leader psychology, emotional intelligence of a leader, personal resource of a leader, leadership qualities, enterprise management.


Понятие «Эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в последнее десятилетие 20-го века в работах трех американских ученых: Джека Майера, Питера Саловея и Дэвида Карузо. Согласно их трактовке, эмоциональный интеллект представляет собой когнитивную способность к обработке информации, которую несут в себе эмоции.

Сегодня, эмоциональный интеллект, который еще называют эквалайзером, или эмоциональным фактором, большинство исследователей трактует как умение контролировать собственные эмоции, используя их в качестве инструмента для снятия стресса, разрешения конфликтной ситуации, решения ряда проблем и т.д. Высоко развитый эмоциональный интеллект будет способствовать достижению высоких показателей в работе, успешности, а также укреплению деловых взаимоотношений. [2, с. 173]

Рассмотрим также понятие «личностный ресурс». Под ним подразумеваются достаточно сформированные, характерные черты личности, которые являются эффективным инструментом в решении социальных, профессиональных и др. жизненных задач.

Данная статья направлена на исследование эмоционального интеллекта, как одного из эффективных личностных ресурсов руководителя. Для этого необходимо рассмотреть: структуру данного понятия, значение для деятельности руководителя, а также те шаги, которые помогут ему повысить свой уровень эмоционального интеллекта.

В структуре эмоционального интеллекта можно выделить четыре основные ветви: [6, с. 95]

1) Распознавание (идентификация) эмоций. Человек должен быть способен назвать те эмоции, которые он испытывает в определенный момент, обозначить их, а для этого необходим навык их идентификации. Данная способность любого индивида должна развиваться еще с раннего возраста. К примеру, во многих школах Швейцарии уделяют значительное внимание формированию эмоционального интеллекта детей, через освоение «азбуки эмоций». Она учит младших школьников какое название необходимо дать тому или иному переживанию, что можно назвать радостью, злостью, доверием, восторгом и т.д. Без понимания собственных эмоциональных проявлений невозможна их дальнейшая регуляция, что является необходимым для успешности в любой сфере.

2) Применение эмоций для решения задач. Прежде всего, стоит отметить, что по мнению ряда исследователей, по отношению к решению задач эмоции не нужно делить на хорошие и плохие, что часто происходит в обычной жизни. В обществе прочно закрепилось мнение о том, что злость – это негативная эмоция, которую надо подавлять, а печаль вообще стоит избегать и т.д. Однако, ученые утверждают, что любая эмоция обладает своей функциональной значимостью, необходима для решения определенных задач. К примеру, в Йельском университете было проведено исследование, по результатам которого было выявлено, что студенты, находящиеся в состоянии грусти, более эффективно могли найти ошибки в предлагаемых документах, были более сосредоточены, чем те, которые находились в радостном настроении. То есть для аналитической работы, подразумевающей внимательность к деталям, состояние легкой грусти оказалось эффективней, в то время как для креативных разработок, мозгового штурма, принесло пользу радостное, приподнятое настроение. Если руководящий работник обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, он может применить свои эмоции в решении возникающих задач, способен регулировать процесс своей деятельности в зависимости от текущего эмоционального состояния.

3) Осознание и анализ причин появления определенных эмоций. Понимание источников возникновения той или иной эмоции помогает успешно разрешать как внутренние конфликты, так и межличностные. Анализ эмоциональных проявлений помогает выявлять взаимосвязь между эмоцией и эффективностью той или иной деятельности. К примеру, руководитель может по эмоциональному настрою работников заранее предугадать то, насколько эффективно они могут, в данный момент, выполнять ту или иную работу. Если сотрудник находится в состоянии эмоционального возбуждения, скорее всего он будет не способен продуктивно выполнить точный расчет, требующий максимальной сосредоточенности.

4) Контроль над эмоциями и их регуляция. Под этим подразумевается осознанное управление своим эмоциональным состоянием.  Человек, который успешно регулирует эмоции, формирует свою эмоциональную гибкость. В случае необходимости, он может сознательно понизить уровень своего гнева, или восторженности, чтобы сосредоточится на выполняемой деятельности.

Выделим несколько составных элементов, которые определяют высокий уровень эмоционального интеллекта руководителя: [4, с. 66]

— Способность понять природу происхождения собственных эмоций, а также определить основные причины их возникновения;

— Навык успешной идентификации собственных эмоциональных проявлений;

— Способность управлять и контролировать собственные эмоциональные проявления, при этом не подавляя их, навык эмоционального самоуправления;

— Умение различать эмоции других руководителей, партнеров и сотрудников, их идентификация;

— Управление и регулирование эмоционального состояния оппонентов на всех уровнях профессионального взаимодействия.

Высокий уровень эмоционального интеллекта (EQ) руководителя способствует: [1, с. 93]

— Эффективной мотивации сотрудников. Руководители, обладающие развитым эмоциональным интеллектом способны вдохновить работников на выполнение необходимой деятельности, донести до них значимость разрешения возникающих проблем, важность реализации возникающих идей, вызвать у них осознанное желание работать качественно и продуктивно;

— Улучшению атмосферы в коллективе. Руководитель с высоким уровнем EQ способен сделать рабочую обстановку достаточно комфортной и дружеской, что будет способствовать эффективной коммуникации, продуктивному взаимодействию всех членов коллектива;

Личностному росту сотрудников.  Благодаря руководителю с развитым эмоциональным интеллектом работники имеют возможность проявить инициативу, в полной мере реализовать свой потенциал, так как он активно поощряет их рост, заинтересован в успешности каждого своего сотрудника;

Командной сплоченности. Руководитель с высоким EQ способен создать сильную команду специалистов, нацеленную на общий результат деятельности, в которой существуют взаимопонимание и поддержка;

Доверию сотрудников и их удовлетворенности. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, руководитель может вызвать расположение своих партнеров и подчиненных благодаря тому, что он достаточно внимателен к их просьбам и потребностям.

Каждый руководитель может целенаправленно повысить уровень своего эмоционального интеллекта. Однако, к формированию высокого EQ ему необходимо подходить комплексно, недостаточно улучшить лишь некоторые составные элементы эмоционального интеллекта.

Определим основные шаги, которые необходимо пройти руководителю для повышения уровня своего эмоционального интеллекта, как личностного ресурса, способствующего его эффективной деятельности: [7, с. 84]

Первый шаг: освоить навык осознания и идентификации собственных эмоций. Понимание и осознание своих собственных эмоциональных проявлений – первостепенная задача. Это база, на которой будет строиться вся конструкция эмоционального интеллекта. Понять эмоцию означает дать ей название. В этой связи, применима методика формулирования вопросов: «Что я ощущаю в данный момент?», «В чем первопричина моего состояния?», «Как эмоции влияют на работу, которую я выполняю сейчас?», «Могу ли я трансформировать свои чувства? Необходимо ли это?» и т.д. Если осознанно задавать себе ряд подобных вопросов каждый раз, когда происходит смена эмоционального состояния, то со временем можно сделать это привычным навыком. Тогда, в повседневной жизни и профессиональной деятельности, осознание собственных эмоций будет происходить автоматически.

Второй шаг: контроль над собственными эмоциями. Научившись успешно идентифицировать свои эмоции, необходимо освоить навык управления ими. Нужно своевременно анализировать какая эмоция может быть полезна в сложившейся обстановке или ситуации, или, напротив, навредить ей. Возможно, необходимо достичь конкретного результата в беседе с подчиненным или партнером, выстроить определенные взаимоотношения, чему будет способствовать осознанное изменение своего состояния, а также его регуляция, применение в качестве инструмента того или иного эмоционального настроя. К инструментам повышения эмоционального контроля можно отнести: специальные дыхательные и физические упражнения, проговаривание своих ощущений, мыслительный анализ и т.д. [3, с. 59]

Третий шаг: Развитие навыка идентификации эмоций других людей. После осознания собственных эмоций и контроля над ними, можно перейти к пониманию эмоционального настроя окружающих. В этом может помочь изучение невербальных проявлений чувств других людей: их языка тела (жестов и движений), мимики, речевой интонации (громкость, ритмичность и тон голоса) и т.д. Для того, чтобы идентифицировать чужие эмоции важно умение слушать своего оппонента, задавать ему наводящие вопросы. Достаточно информативным может стать расхождение между невербальными сигналами и словами собеседника. Опытный руководитель может распознать скрытые сигналы, почувствовать ложь, или недоверие оппонента. С помощью осознания эмоций своих собеседников, он может выбрать необходимый стиль коммуникации и взаимодействия с ними, для реализации профессиональных задач. Существуют практические упражнения для развития понимания чужих эмоций, например просмотр киноленты в режиме выключенного звука, вместе с попыткой распознать эмоции актеров по визуальному ряду и т.п. [8, с. 250]

Четвертый шаг: Контроль над эмоциями окружающих. Инструменты осуществления контроля над другими людьми представляют собой обширную тему для исследования. Они могут различаться в зависимости от поставленной цели, а также контекста взаимодействия. Опытный руководитель, находящийся на высокой ступени эмоционального интеллекта, может самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы осуществления контроля над другими людьми. Например, он может использовать похвалу, как инструмент мотивации сотрудника к дальнейшей продуктивной работе, или же, может вернуть его в спокойное состояние, прежде чем озвучить поставленные перед ним задачи. [5, с. 501]

Таким образом, авторами данной статьи были рассмотрены структура эмоционального интеллекта, как личностного ресурса руководителя, а также основные шаги, которые он может пройти для его развития.

Высокий эмоциональный интеллект (EQ) представляет собой существенное конкурентное преимущество руководителя в его профессиональной сфере. Чем эффективнее он умеет управлять собственными эмоциями, а также эмоциональными проявлениями своих сотрудников и партнеров, тем успешней будет его деятельность

References

1. Антипова, Е. С. Значение эмоционального интеллекта в работе руководителя / Е. С. Антипова // Студенческий. – 2021. – № 37-1(165). – С. 92-93.
2. Курашов, А. А. Эмоциональный интеллект как составляющая физического и морального состояния руководителя / А. А. Курашов // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2020. – № 2(20). – С. 171-175.
3. Маслов, В. П. Эмоциональный интеллект руководителя как инструмент эффективного управления персоналом / В. П. Маслов, Л. П. Синяева, И. В. Додорина // Вестник СамГУПС. – 2019. – № 3(45). – С. 56-62.
4. Мячина, О. В. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс в работе руководителя / О. В. Мячина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2022. – № 7. – С. 64-67.
5. Птицын, С. Д. Роль эмоционального интеллекта в работе современных руководителей / С. Д. Птицын, А. В. Хромова, В. П. Матвеева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 11(39). – С. 497-503.
6. Рябкова, Ю. Д. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс в совладании со стрессом в период пандемии / Ю. Д. Рябкова // Вестник науки. – 2022. – Т. 5, № 12(57). – С. 91-97.
7. Смирнов, Е. А. Эмоциональный интеллект и гендерная чувствительность в работе руководителя: современные подходы / Е. А. Смирнов, М. В. Рослякова // Женщина в российском обществе. – 2019. – № 4. – С. 80-87.
8. Фокина, Е. С. Эмоциональный интеллект как условие личностного и профессионального развития / Е. С. Фокина // E-Scio. – 2022. – № 12(75). – С. 247-252.