Influence of reality show on society in the RF

UDC 19
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

Influence of reality show on society in the RF

Влияние реалити-шоу на общество в РФ

Ter-Sogomonova Alexandra Grigorievna,

Russian State Social University
FKM-ZHUR-M-3-Z-2022-VOB course, master, Management of modern media projects


Тер-Согомонова Александра Григорьевна
Российский Государственный Социальный университет
ФКМ-ЖУР-М-3-З-2022-ВОБ курс, магистр, Управление современными медиапроектами
Аннотация: В настоящей научной статье рассматриваются особенности влияния реалити-шоу на современное российское общество. Автор анализирует характерные признаки реалити-шоу, выделяющие их среди других жанров телевизионных программ. Также автор приводит конкретные примеры, когда и каким образом реалити-шоу оказывали значительное влияние на общество – в т.ч. на примере молодежи. В заключении статьи автор приводит рекомендации по ограничению показа реалити-шоу на современном отечественном телевидении и обосновывает их.

Abstract: This scientific article examines the features of the influence of reality shows on modern Russian society. The author analyzes the characteristic features of reality shows that distinguish them from other genres of television programs. The author also gives specific examples of when and how reality shows had a significant impact on society - incl. based on the example of young people. At the conclusion of the article, the author provides recommendations for limiting the display of reality shows on modern domestic television and justifies them.
Ключевые слова: современное телевидение, ценности, культура, общество, реалити-шоу, нравственность, идеология.

Keywords: modern television, values, culture, society, reality show, morality, ideology.


Реалити-шоу как один из популярных сегодня телевизионных форматов существует относительно недавно – всего лишь порядка 20-25 лет, однако уже успел стать настолько известным среди населения, что сегодня понятие «реалити-шоу» знакомо практически любому представителю российского населения вне зависимости от возраста и социальной принадлежности. Пик популярности реалити-шоу в России пришелся на начало 2000-х годов, когда только «ушли в прошлое» востребованные ранее зарубежные сериалы [3]. «Окна», «Дом» и «Дом-2», «За стеклом», «Фабрика звезд» и многие другие – это те телевизионные проекты, за реализацией которых наблюдала вся страна. Они до сих пор остаются в памяти зрителя как яркие представители не знакомого российской аудитории ранее телевизионного жанра.

Сегодня реалити-шоу на отечественном телевидении распространены в гораздо меньшей степени, их рейтинги не достигают и вряд ли когда-либо достигнут показателей из начала 2000-х годов. Однако бесспорным является тот факт, что реалити-шоу – это значимый для истории российского телевидения формат, оказавший существенное влияние на социокультурную среду.

Итак, обратимся к сущности и характеристикам реалити-шоу. Прежде всего, даже исходя из самого названия формата, следует логичным, что в основе данного жанра две категории «реальность» (т.е., «реалити») и «шоу». Очевидно, что в рассматриваемом формате реальность и шоу сочетаются, причем, как показывает практика, довольно успешно [5]. Эксперты отмечают, что этот жанр словно «стирает» грань между этими диаметрально противоположными по своим признакам и смыслу понятиями, вводя зрителя в заблуждение, где правда, а где – грамотный и продуманный сценарный ход. Психологи в своих исследованиях отмечают, что популярность такого жанра у зрителя говорит о его высокой степени зависимости, внушаемости, о том, что таким человеком легко манипулировать. Еще один минус реалити-шоу в данном контексте – все-таки их серьезная отличность от настоящей жизни, что дает зрителю ложное представление об успехе, о решении проблем без усилий, о легком заработке и т.д., т.к. это с экрана внушают ему участники шоу. Это, в конечном итоге, может крайне негативно сказаться на обыденной жизни зрителя, если он начнет планировать свои действия, рассуждать о них, исходя из увиденного [5].

Психологически сложнее с молодежью, детьми и подростками. Если взрослый человек либо менее внушаем, либо способен на какой-то стадии отказаться быть участником манипуляций, у молодого человека в силу возрастных особенностей и отсутствия необходимого жизненного опыта еще не сформировались ценностная система, мировоззрение, т.е., ему сложнее (иногда – невозможно) определить, где именно находится грань между реальностью и шоу. Экранные образы, их жизнь и действия подросток может принять за эталон поведения, в то время как, во-первых, важно помнить, что большая часть из показываемого в реалити-шоу – это четко прописанный сценарий. Во-вторых, герои такого шоу ввиду нахождения длительное время под прицелом камер, скорее всего, находятся в сложном психическом состоянии, а потому могут быть неадекватны, агрессивны и т.д. [1]

Одновременно, молодежь именно это и привлекает: легкая и доступная возможность стать известным, не прилагая для этого никаких усилий. Это, безусловно, в определенной мере правдиво, однако лишает молодого человека понимания обратной стороны, ее негативных последствий: зависимость от популярности, невозможность или фактическое неумение зарабатывать другими способами, опять же, постоянное нахождение под пристальным вниманием [1]. Кроме психических проблем, изложенное может привести также к вполне реальным проблемам физиологического свойства: например, к нервному истощению, нарушению режима сна, мигрени и другим заболеваниям. Но гораздо хуже в данной ситуации – отказ от подобного источника, который становится своеобразным «наркотиком» для молодого человека, и без него такой человек чувствует себя в десятки раз хуже, чем с ним.

В результате перед нами – психически и физически травмированная личность, фактически лишенная необходимых практических навыков для реальной жизни, неприспособленная к обыкновенным формам коммуникации. К сожалению, как показывает практика российских реалити-шоу, с подобным их бывшие участники сталкиваются нередко, что заканчивается злоупотреблением спиртными напитками или запрещенными веществами, а также нередко доводит до психиатрической больницы или самоубийства [2; 5].

Эксперты отмечают: сегодня реалити-шоу остаются популярными именно среди молодежи. Например, это ставший уже легендой отечественного телевидения «Дом-2» или более новый проект, также получивший продолжение на несколько сезонов ввиду его высоких рейтингов, – это «Каникулы в Мексике». Установленное в соответствии с требованиями законодательства возрастное ограничение – лишь формальность, и оба проекта свободно транслируются по телевидению в дневное или вечернее время, а также распространяется в Сети.

Оба проекта – это грамотно срежиссированные модели, где основным направлением деятельности участников является осуществление коммуникации между собой в формате ссор, скандалов, даже драк. Сценаристы четко прописывают повороты сюжетных линий – это можно пронаблюдать, посмотрев хотя бы один выпуск рассматриваемых проектов. Соблюдение законов драматургии, понимание основ человеческой психологии, а также значительные бюджеты приводят к тому, что для показа населению появляется проект, который привлекает интригующим сюжетом (который, вместе с тем, неочевиден, иначе зритель сразу это поймет), хорошо удерживает внимание и буквально заставляет зрителя смотреть выпуск за выпуском, ожидая финала шоу [4]. Для этого авторами проектов грамотно разрабатывается не только сценарий, то также продуманно подбираются герои (в частности, это должны быть яркие, неординарные персонажи с разными характерами), локации, внутреннее наполнение сюжета в виде различных заданий для выполнения, голосований и т.д. Поэтому можно уверенно сказать, что реалити-шоу – это серьезные, комплексно продуманные и хорошо подготовленные проекты, сценаристы и режиссеры которых – мастера своего дела. Итогом такой работы, собственно, и становятся невероятные рейтинги: например, только молодежная аудитория реалити-шоу в современной России, согласно исследованиям, это порядка 30 млн человек. Иными словами, в большинстве случаев при качественной подготовке, по сути, любое современное российское реалити-шоу – это проект, которому гарантирован успех.

Кратко отметим также некоторые иные особенности влияния реалити-шоу на отечественное общество сегодня:

– отсутствие фактической смысловой нагрузки и реальной пользы для зрителя (подтверждено, что реалити-шоу создаются для рейтингов и прибыли);

– отсутствие выполнения какой-либо позитивной практической функции, кроме непосредственно развлекательной;

– формирование клипового мышления;

– повышение степени агрессивности общества, буквальное «расчеловечивание» за счет постоянного транслирования конфликтов, неподобающего поведения и скандалов;

– развитие соперничества, т.е. в большинстве случаев участники реалити-шоу имеют своей целью стать в чем-либо первым, прибегая к любым способам для достижения цели;

– иные [1; 4].

В конечном итоге, очевидным выступает тот факт, что реалити-шоу, по сути, приносят пользу и положительные результаты только тем, кто их производит и распространяет, а также представителям научного сообщества, изучающим различные подобные явления – например, социологам, психологам и т.д.

Подведем итог изложенному выше материалу исследования.

Как уже отмечалось, сегодня реалити-шоу на российском телевидении распространены в гораздо меньшей степени, чем это было, например, 20-25 лет, когда подобный телевизионный формат только появился. Однако для современной отечественной журналистики это стало важным жанром, показывающим, насколько внушаемым и подверженным манипуляциям может быть общество и человек, в частности.

В представленной работе не уделено внимание позитивным характеристикам реалити-шоу, поскольку, как показывает приведенное исследование, они фактически отсутствуют, зато в негативной степени реалити-шоу влияют на общество значительным образом. В работе, в частности, приведен пример влияния реалити-шоу на молодежь – в т.ч. на примерах популярных сегодня реалити-шоу «Дом-2» и «Каникулы в Мексике». Несмотря на то, что от действительности подобные проекты на самом деле далеки и явно представляют собой грамотно прописанные и срежиссированные модели, тем не менее, у населения страны они остаются популярными.

Позитивный же смысл реалити-шоу сегодня видится либо только для их создателей, либо для тех, кто рассматривает реалити-шоу как объект для научных исследований.

References

1. Бронникова, О.Н. Визуальная культура в современном обществе // Инновационная наука. – 2021. – № 13. – С. 156-161.
2. Горшкова, Е.А., Футерман. Е.Б. Целесообразность использования формата ток-шоу на современном телевидении // Медиасреда. – 2019. – № 11. – С. 202-205.
3. Ефремова, С.Д. Проекты реалити-шоу телевидения России и Республики Беларусь, их влияние на нравственные ориентиры современной молодежи [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://talented51.ru/wp-content/uploads/2017/09/Sbornik-SZFO-2019-1.pdf#page=66
4. Кувшинова, А.А., Савченко, И.А. Влияние современного телевидения на формирование семейных ценностей молодежи // Социальная динамика населения и устойчивое развитие. – М., 2019. – С. 246-250. Доступ по подписке.
5. Кузина, С.И., Сагирян, И.Г., Краснова, Е.А. Идеологическая дезориентация общества как угроза национальным интересам России : Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : матер. XXIII национ. науч. конф. (с междунар. уч.) – Таганрог, 2022. – С. 534-536.