SMM promotion trends in social networks of catering companies

UDC 339.128
Publication date: 29.06.2023
International Journal of Professional Science №6-2023

SMM promotion trends in social networks of catering companies

Тенденции SMM-продвижения в социальных сетях компаний сферы общественного питания

Zharkov Maxim Igorevich,
Myshansky A.A.
1. Bachelor's student of the Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
2. Candidate of Historical Sciences,
Novosibirsk State University of Economics and Management

Жарков Максим Игоревич,
Мышанский А.А.
1. Студент бакалавриата, Новосибирский Государственный Университет Экономики и Менеджмента,
Новосибирск
2. кандидат исторических наук,
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Менеджмента
Аннотация: Статья посвящена выявлению изменений и ключевых тенденций, возникающих в области онлайн - продвижения для коммерческих организациях в сфере общественного питания в течении последних лет. В рамках исследования производится рассмотрение и анализ ряда сообществ в социальной сети в аспектах коммуникативного сообщения, применяемых видов контента и визуального содержания с упором на количественные показатели вовлеченности аудитории и выявление причин корреляции этих показателей. В результате исследования было выявлено, что в настоящий момент видеозаписи и контент, направленный на прямое побуждения аудитории к коммуникации, наиболее положительно сказываются на развитии сообщества и поднятии уровня вовлечения в социальных сетях.

Abstract: The article is devoted to identifying changes and key trends emerging in the field of online promotion for commercial organizations in the field of catering in recent years. As part of the study, a number of communities in the social network are analyzed in terms of the communicative message, the types of content used and visual content, with an emphasis on quantitative indicators of audience involvement and the identification of the reasons for the correlation of these indicators. As a result of the study, it was revealed that at the moment, videos and content aimed at directly encouraging the audience to communicate have the most positive effect on the development of the community and raising the level of engagement in social networks.
Ключевые слова: SMM, вовлеченность, социальные сети, коммуникация, маркетинг

Keywords: SMM, engagement, social networks, communication, marketing


Введение

В эпоху активно развивающихся интернет-технологий и растущей во всех сферах рынка конкуренции, любая компания, ориентированная на получение прибыли и завоевание большей доли рынка, имеет цель эффективно преподнести себя потенциальному потребителю и выделиться среди конкурентов. Из этого вытекает увеличение значимости маркетинговых факторов и процесса продвижения организации для успешного развития компании.

Важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество разновидностей рекламных площадок, которые можно использовать для продвижения бизнеса — как в оффлайн, так и в онлайн пространстве. Однако, с точки зрения рационального использования рекламных бюджетов, продвижение в интернете, выигрывает на фоне оффлайн — продвижения за счет множества аспектов, недоступных другим рекламным форматам: среди них – возможность выбора оплаты за просмотры или клики, выбор среди разнообразных форматов размещения и настройка глубинной аналитики, что делает расход рекламных бюджетов более прозрачным для экономики организации и позволяет рассчитывать соотношение прибыли и затрат с тех или иных рекламных каналов.

Наибольший объем времени в интернете пользователи тратят на посещение социальных сетей, просмотр видео и мессенджеры – 54% от общего времени, проведенного в интернете [1].

Применение таких интернет-площадок, как социальные сети, становится все более важным инструментом для большинства компаний, существующих на рынке товаров и услуг.

Социальные сети дают возможность выстроить нужную модель коммуникации с потенциальным потребителем товара или услуги, выстроить образ компании при помощи SMM — инструментов, привлечь большее количество потенциальных клиентов при помощи таргетированной рекламы и довести до совершения сделки в дальнейшем.

На 2023 год, социальная сеть «Вконтакте» является самой посещаемой социальной сетью российского сегмента интернета с ежемесячным охватом пользователей в более чем 76 миллионов человек. Именно этим фактором обусловлен выбор данной площадки для дальнейшего анализа [2].

Однако, тенденциям онлайн-продвижения свойственно быстро видоизменяться в связи с быстрым темпом развития технологий, медиапространства и нестабильной внешней среды, в связи с чем важно проведение качественной аналитики относительно выявления наиболее актуальных методов продвижения бизнеса в онлайн — пространстве.

Методы и методики

При выполнении исследования применялись как теоретические методы, такие как анализ научной литературы и метод сравнительного анализа конкурентов, так и практические, такие как метод наблюдения и метод описания. Также для исследования были использованы сервисы аналитики «Target Hunter» и «Popsters».

Эксперимент

Целью исследования является выявление тенденций в продвижении организаций в сфере общественного питания в рамках социальной сети  «Вконтакте». Объектом данной исследовательской работы являются страницы организаций отрасли общественного питания в социальной сети «Вконтакте». Предмет – материалы, публикуемые на страницах организацией отрасли общественного питания в социальной сети «Вконтакте» и показатели их эффективности.

В процессе исследования был проведен анализ сообществ в социальной сети «Вконтакте» компаний в сфере общественного питания: «Skuratov», «Kuzina», «Blackwood» и «Академия Кофе».

Все рассматриваемые компании имеют схожую сферу деятельности, товарные предложения и ценовую политику, что делает возможным проведение сравнительного анализа между данными сообществами.

В ходе исследования были изучены такие аспекты продвижения, как текстовое и визуальное оформление страниц сообществ, коммуникативное содержание и частотность публикаций в сообществах, а также показатели вовлеченности аудитории по отношению к различным видам и форматам контента.

Важным было оценить количественные показатели вовлеченности в рассматриваемых сообществах, чтобы провести корреляцию с публикуемым контентом. Для этого был использован сервис аналитики «Popsters». Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ сообществ на платформе «Вконтакте»

Компания Kuzina Skuratov Blackwood Академия Кофе
Подписчики 26000 20478 1756 6030
Постов за год 162 155 54 75
Просмотры за год 589339 1013619 63494 132100
Среднее число лайков 91 54 11 19
Среднее число комментариев 81 4 3 1
Среднее число репостов 27 17 2 4
Средняя частота публикаций Раз в 2 дня Раз в 2 дня Раз в 7 дней Раз в 5 дней
Средний процент вовлеченности на пост 3.2% 1.6% 0.9% 1.2%

Методика исследования, применяемая в данной исследовательской работе, может быть применима не только для организаций, ведущих деятельность в сфере организации общественного питания, но и в прочих сферах, подразумевающих активное использование социальных сетей для продвижения организации.

Результаты исследования

Проведенный анализ упомянутых сообществ организаций в сфере общественного питания, позволил выявить ряд основных тенденций в продвижении внутри рассматриваемой отрасли.

  1. Сообщества, имеющие наибольшие показатели вовлеченности, чаще публикуют информационные посты с более профессиональной информацией об отрасли, в рассматриваемом случае — кофейной индустрии. Примерами может служить контент, посвященный техническим моментам производства кофе и технологии создания кофейных напитков. Это является свидетельством того, что аудитория сообществ рассматриваемой сферы, в большинстве своем, является готовой к более сложному контенту.
  2. Показатели активности на постах с продающим контентом падают. Аудиторию все сложнее вовлечь в взаимодействие с таким типом публикаций. Анализ показал, что среди рассмотренных сообществ, организациями с наиболее низкими показателями вовлеченности являются те, у кого продающий тип контента существенно преобладает над остальными типами.
  3. Наблюдается все более активное внедрение видеоконтента среди сообществ с наиболее высокими показателями вовлеченности. Также, видео-контент практически в 100% случаев получает большие охваты просмотров и показатели вовлеченности, чем аналогичный по смысловому наполнению контент в статическом формате. Данная тенденция в продвижении встречается не только в рамках рассматриваемой сферы, но и во многих других коммерческих сообществах, что делает тематику исследования более актуальной, а выявленную тенденцию – более широко применимой.

Также, было отмечено, что вовлекающий контент, показывающий наиболее высокие показатели активности пользователей, многими организациями не применяется, несмотря на стабильно высокую эффективность среди части рассмотренных организаций.

  1. Сообщества, имеющие более редкую периодичность публикации контента, имеют и более низкую вовлеченность. Такое корреляция может быть объяснена тем, что пользователь социальной сети теряет мотивацию самостоятельно заходить в сообщество, если не ожидает увидеть там обновлений. Также пользователь будет реже видеть сообщество в ленте в целом, что также является самостоятельным негативным фактором в отрыве от показателей вовлеченности.

Заключение

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что несмотря на широкий спектр возможностей площадок для продвижения, в частности, социальной сети «Вконтакте», для получения высокой эффективности продвижения, важно правильно выстраивать стратегию, интегрировать разнообразные виды контента и использовать новые форматы контента, предлагаемые платформой.

Динамический контент со звуковым сопровождением и анимацией вызывает у аудитории гораздо больший отклик, чем статичный. Также, все более важным становится наличие в публикациях прямого призыва к действию, так как средний пользователь социальных сетей проводит все больше времени в сети, из-за чего создается привыкание к постоянному потоку контента.  Правильно составленный «call to action» может мотивировать пользователя проявить активность в сообществе, что в дальнейшей перспективе положительно скажется на продвижении сообщества и повышении медийности бренда.

References

1. Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sotsialnyh-setey (дата обращения 17.05.2023).
2. Алексеевна П.Ю. Использование метрик для анализа социальных сетей: проблемные вопросы, количественные методы оценки, выбор показателей эффективности // PolitBook. 2021.
3. Румянцев Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Системный подход – СПб.: Питер, - 2019. – С. 336.
4. «ВКонтакте» представила итоги третьего квартала 2022 года. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/press/q3-2022-results (дата обращения: 17.05.2022).
5. ВКонтакте // Академия Кофе [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/akademiacoffee (дата обращения: 17.05.2022).
6. ВКонтакте // Blackwood Coffee [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/clubcoffeeroastery (дата обращения: 17.05.2022).
7. ВКонтакте // Kuzina. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/kuzina_russia (дата обращения: 17.05.2022).
8. ВКонтакте // Skuratov Coffee [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/skuratovcoffee (дата обращения: 17.05.2022).
9. Popsters – статистика и аналитика социальных сетей. [Электронный ресурс] URL: https://popsters.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).