Abstract: The subject of the research is an explanation of the concept of "media education" in a historical perspective, explains its current relevance and highlights the key stages of its development. The article used methods of a brief overview of each of the five stages of journalism development, which made it possible to summarize the importance of media education and identify its main directions due to previous experience in the country. As a result, it has been revealed that this, in turn, makes it possible to develop educational approaches and strategies created by leading scientific schools in the field of journalism in Russian cities aimed at training a media specialist, which is a necessity today. The author concludes that media content is actively involved in its creation and dissemination, influencing the evolution of journalistic activity.
Keywords: media education, informatization, , media, mass media, , media content.
Ведение. Современные медиа оказывают существенное влияние на каждого, определяя убеждения, общественные правила, взгляды, способы действий, представления о будущем и общее восприятие действительности. И не только создание, но и использование медиаконтента превращается в важную сферу деятельности человека. Особенно значимы медиа для молодого поколения, которое проводит много времени в медиасреде, где и происходят основные личные контакты. В связи с влиянием средств массовой информации в современном мире, учёные и общественность всё чаще говорят о важности развития медиаобразования на всех этапах обучения – начиная с детского сада и заканчивая последипломным образованием. Медийная грамотность и медиакомпетентность сегодня необходимы практически во всех областях обучения, а образование в сфере СМИ рассматривается как неотъемлемая часть формирования знаний современного человека[1].
В последние годы термин «медиаобразование» все чаще используется как синоним подготовки специалистов для всей сферы информационного взаимодействия, охватывающей журналистику, PR, рекламу и новые медиа, хотя ранее он имел иное значение. Изначально предполагалось, что речь идет о формировании у подрастающего поколения умений взаимодействовать со средствами массовой информации, что позволяло им правильно понимать содержание как текстовых, так и визуальных образов[2].
В ходе написания статьи были проанализированы отечественные и зарубежные исследования , посвященные медиакомпетентности, ее развитию и методикам оценки. При этом применялись методы изучения научной литературы и технологические подходы к организации эмпирического исследования, адаптированные для российской аудитории [3]. А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как процесс развития личности с помощью и на основе СМИ, направленный на формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, а также умения полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты. Исследователи и научные школы внесли значительный вклад в научное осмысление медийно-образовательной деятельности, что способствовало ее развитию[4]. Они определили ее как самостоятельное направление, что отражено в понятии, сформулированном А.В. Федоровым. По его мнению, «медиаобразование» – это направление педагогики, помогающее учащимся адаптироваться в мире медиа, освоить язык СМИ, анализировать полученную информацию и т.д.
В современном мире дети проводят значительную часть времени в виртуальной среде, познавая реальный мир через мультфильмы, игры и новости. Эта среда стала естественной для них, и они осваивают медиаграмотность зачастую раньше, чем чтение, письмо и счет[5].Поэтому медийно-образовательная деятельность сейчас необходима как никогда, хотя ее развитие не было мгновенным. Как самостоятельное направление она имеет богатую и интересную историю. Умение грамотно использовать СМИ востребовано по ряду причин, связанных с трансформацией всей системы коммуникации в обществе, затрагивающей всех граждан, от мала до велика, но особенно важной для детей и подростков.
Именно это послужило основанием для исследования, проведенного автором данной статьи, целью которого является изучение того, насколько накопленный за столетие опыт медиобразования применяется в семье и школе. Для ответа на этот вопрос необходимо было определить, что понимается под термином «медиаобразование» в контексте данной деятельности, а также проследить его эволюцию, чтобы понять, как оно стало тем, чем является в цифровую эпоху [6].
Материалы и методы.В рамках данной статьи будет рассмотрено понятие «медиаобразование» как целостное явление, а также этапы его становления. Это необходимо для понимания его развития, традиций, влияния новых технологий, их преимуществ и недостатков, а также способов минимизации рисков.
В этот период изменилось и привычное взаимодействие прессы и образования. В заключительном документе Международного совета подчеркивается, что медиаобразование – это обучение теории и практике работы с современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как самостоятельная область знаний в педагогике. Оно отличается от использования СМИ как вспомогательного инструмента в преподавании других дисциплин, таких как математика, физика или география.
В большинстве определений, представленных в справочной литературе, медиаобразование рассматривается с точки зрения педагогики. В Российской педагогической энциклопедии оно определяется как направление, изучающее «закономерности массовой коммуникации» и направленное на подготовку нового поколения к жизни в информационном обществе.[7]
Aufderheide также подчеркивает, что медиаграмотный человек обладает способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, что необходимо для журналистской деятельности и гражданской ответственности.
Таким образом, анализ определений медиаобразования показал, что педагоги, как средней, так и высшей школы, являются лидерами в его научном осмыслении, но и представители журналистского сообщества внесли значительный вклад.[8]
Эксперимент. Как отмечалось в материалах конференции ЮНЕСКО «Education for the Media and the Digital Age», медиаобразование связано со всеми видами медиа и технологиями, позволяет людям понимать, как СМИ используются в их обществе, овладевать навыками использования медиа для коммуникации, а также знать, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты, определять источники информации, интерпретировать ценности, распространяемые медиа, отбирать медиа для создания собственных текстов и находить аудиторию, а также получать свободный доступ к медиа. Поэтому, учитывая связь медиаобразования со всеми видами СМИ, необходимо было определить их роль в образовательной деятельности, возможности и перспективы, что и стало началом исследования новой образовательной функции СМИ как реакции на запросы времени и потребности в непрерывном образовании [9]. Это видно также в трансформации самого определения медиаобразования, которое представлено в данной статье в усеченном виде, что вполне естественно для ее формата .
Начало развития медиаобразования (1896–1917 гг.) характеризовалось доминированием печатных изданий, к которым обращались учителя. Одновременно зародились идеи кинообразования и киновоспитания, впоследствии (с 1973 года) получившие название «медиаобразование»[10].
Второй этап (1917–1957 гг.) сохранял приоритет прессы в образовании, но был стимулирован прогрессом в области информационных технологий. В этот период возникали учебные заведения, создавались фильмы, включая образовательные, и формировались первые киноархивы. Так, в 1919 году в Москве была открыта первая в мире школа кинематографа (ныне – Всероссийский государственный институт кинематографии, ВГИК). Вскоре, в 1921 году, появился Институт детского чтения, основной задачей которого было изучение детской периодики. К 1924 году, помимо детских журналов, стали разрабатываться радиопередачи для детей и подростков [11].
Третий этап (1957–1986 гг.) ознаменовался эстетической ориентацией медиаобразования, обусловленной расширением возможностей создания как текстового, так и визуального контента. Значительную роль сыграла книга Ю.П. Знаменского «Школьная киностудия» (1962), описывающая организацию детской киностудии в школе, съемку на любительские кинокамеры, обработку, озвучивание и монтаж фильмов, а также создание анимации. Сборник «Телевидение в помощь школе», вышедший в те же годы, знакомил с опытом зарубежных специалистов по использованию телевизионных передач в образовательном процессе [12].
Четвертый этап (1986–1992 гг.) ознаменовался началом информатизации образования, появлением образовательных телеканалов и активным использованием кино, телевидения и прессы в обучении. Переломным моментом в развитии медиаобразования 1990-х годов стало открытие «Школьной медиатеки» и Федерации киноклубов России. Впервые стали публиковаться книги, посвященные целям, задачам и методике медиаобразования.
В эти же годы образовательная функция журналистики активно изучалась как педагогическим, так и журналистским сообществами. По этой теме защищались диссертации, публиковались монографии и учебные пособия[13].
Пятый этап (с 1992 года по настоящее время) характеризуется активным вовлечением всех СМИ в медиаобразовательный процесс. Параллельно развивался Интернет и цифровые технологии, что привело к появлению интернет-журналистики, самостоятельных интернет-изданий и информационно-коммуникативного пространства, включающего блогосферу и социальные сети. Происходила медиатизация всех сфер общественной жизни, особенно образования, что подчеркивало необходимость медиаобразования и формирования цифровой культуры [14,15].
Результаты. В настоящее время развитие информационной культуры и модернизация образования признаются ключевыми факторами для формирования высокой медиакомпетентности, обеспечения эффективного межкультурного взаимодействия и адаптации к мультикультурному характеру современной жизни. Медиакомпетентность, выступая одновременно как результат и важный элемент медиаобразования, становится частью профессиональной среды специалистов, условием успешной социализации личности в современном медиапространстве и фактором, определяющим успешность человека в динамично меняющемся обществе. Кроме того, медиакомпетентность служит инструментом для познания поликультурного мира, эффективным способом получения новых знаний, а также средством самопрезентации и реализации личностного потенциала. Анализ литературы показал, что интерес исследователей к проблемам формирования медиакомпетентности неуклонно растет, к изучению этой темы подключаются специалисты из различных областей, разрабатываются и внедряются программы медиаобразования, вводятся соответствующие учебные курсы, увеличивается количество диссертаций по данной проблематике и расширяется грантовая поддержка исследований в области формирования и развития медиакомпетентности. Вся проделанная и запланированная работа, отраженная в различных документах, подтверждает практическую значимость проблемы и ключевую роль медиакомпетентности в современном медиамире.
References
1. Вебер В. Портфолио медиаграмотности / /Информатика и образование. 2002. № 1. С. 41-45.2Липшиц Я. Разработка стратегии медиа- и информационной грамотности // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. М., 2013. С.169-178.
3.Селиверстова Л.Н., Левицкая А.А. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Германии //Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 3. С.57-69.
4.Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2. C. 27-33.
5.Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. 2007 № 10. C.75-108.
6.Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
7.Федоров А.В., Левицкая А.А. Актуальность медиаобразовательных центров в современном обществе //
Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 4. С.72-83. //
http://www.mediagram.ru/netcat files/99/123/h 765e9f8f06ae7c0f3420d30919802cf1 13.05.2025.
8.Шпиранец С. Грамотность и социальные медиа. Отказаться от концепции информационной грамотности или пересмотреть ее? //Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. М., 2013. С.112-122.
9.Baran, S.J. (2002). Introduction to Mass Communication. Boston, New York: McGraw Hill, 535 p.
D^browska, A. J. at all (2013). Digital Future Media And Information Literacy Competencies Catalogue. Warsaw: The Modern Poland Foundation, 19 p. http://cyfrowaprzyszlosc.pl/files/2012/07/Competences-Catalogue-introduction.pdf 13.05.2025.
10.Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1976. 354 р.
Ferres, J., Piscitelli A. (2012). Media Competence: An Articulated Proposal of Dimensions and Indicators. Communicar. 2012. 7 p. http://www.revistacomunicar.com/pdf/preprint/38/En-08-PRE-13470.pdf
11.Hippel, А. (2010). Subjective concepts of media competence. The University of the Fraser Valley Research Review. 2010.
Vol 3, №2 http: //j ournals .ufv.ca/rr/RR32/article-PDF s/6-von.hippel .pdf
12.Hobbs, R., Jensen A. (2009). The Past, Present, and Future of Media Literacy Education. Journal of Media Literacy Education. 2009. №1. P. 1-11. http://digitalcommons.uri.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1000&context=jmle
13.Jenkins, H. (2004). The Cultural Logic of Media Convergence. International Journal of Cultural Studies. 2004. Vol. 7. № 1, pp. 34-35.
14.Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.
15.Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 423 p.