Abstract: Main goal of this article is to study the process of modernization and decentralization after gaining independence in Uzbekistan. Method description the analysis of changes, the issue of public participation in a democratic transformations. As a result of democratic transformations in the country has significantly increased living standards, political, economic, legal and cultural consciousness of the population. Public organizations have found qualitative changes in its development. Citizens of the Republic began to actively participate in political and public life of the country through the organs of local self-government.
Keywords: local authorities, mahalla, governments, civil society
За годы независимости Республика Узбекистан на основе национальных традиций и изучая передовой опыт развитых стран мирового сообщества создала собственную модель развития нового общества. На первом этапе реформ правительство обратило внимание на создание нового типа органов местной власти, которые одновременно совмещали в себе функции и руководства и исполнительных органов. Процесс модернизации общества постепенно стал осуществляться вместе с процессом децентрализации. Изучение опыта развитых стран по децентрализации и на основе этого передача определённых функций местным органам управления(хокимиятам) является одной из актуальных жизненно важных задач в республике по следующим причинам:
во-первых, в результате осуществления коренных реформ во всех сферах жизни общества в стране появились новые условия и возможности. Значительно повысилась общественно-политическая активность населения, которая в свою очередь, потребовала повышения качества и развития органов управления;
во-вторых, систематически осуществлённые экономические реформы привели к положительным изменениям в финансовой жизни страны. Внедрение в жизнь пяти принципов собственной «Узбекской модели» привело к росту ВВП в среднем на 7-9 процентов.
Здесь надо особо подчеркнуть, что по инициативе Президента Республики Ислама Каримова, идея модернизации общества и децентрализация центральных органов управления нашли отражение во многих законодательных актах и нормативно-правовых документах. Выдвинутый Президентом Республики «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» имеет огромное значение в политической жизни общества.
«… у нас сегодня есть все основания утверждать, что мы добились главного – процесс реформирования и демократизации страны приобрел бесповоротный, необратимый и последовательный характер, меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, и, наконец, его вера в будущее страны», — подчёркивает Ислам Каримов[1].
Процесс демократизации страны является одним из важных процессов в жизни каждой страны и этот вопрос в своё время изучался многими зарубежными учёными и специалистами. Учёные В. Роналд, С. Пауль, Жон Стюарт Милль, Т. Парсонс, Р. Арон, Фридрих фон Хайек, Вильгельм фон Гумбольдт, Алексис де Токвиль, Бенжамен Констан, Д.Истон, Г.Алмонд, Р.Даль, К. Дойч, С.Хантингтон, Г.Лассуэл, Э.Дюркгейм, В.И. Васильев, В. Романюк,Т. Фаллети, М. Мураматсу, В. Китамура, Л. Аренд, Р. Аквуа, Г.Холлис, К.Плоккер[2] оставили значительное наследие по изучению этого процесса. Как отметили учёные и специалисты, что процесс децентрализации не имеет определённый стандарт и при осуществлении этого процесса каждая страна и каждое государство должны исходить из собственных условий и возможностей.
Вопрос децентрализации органов государственной власти не раз изучался такими крупными мировыми институтами как World Bank, ADB, Tacis, которые работают по данному вопросу и по сей день.
На современном этапе развития общества основной приоритетной задачей стала не служение интересам государства, а служение интересам общества и повышение благосостояния каждого члена общества. Для осуществления же этой задачи обязательным условием является активной участие каждого гражданина в жизни страны, в принятии жизненно важных вопросов, касающихся интересов населения.
За годы независимости в Республике Узбекистан общественный институт махалла стал одним из составных частей национальной модели развития. Принятый 1993 году Закон «Об органах самоуправления граждан» определил правовое положение махаллинских сходов граждан, созданных в кишлаках, городах и аулах страны. Махалля приобрела новый статус. Значительно расширились её полномочия и функции. Она, в партнёрстве с государственными и общественными организациями, стала организатором и координатором определённой территории. Махалля стала выполнять такие функции как социальная поддержка населения, содействие развитию семейного и малого бизнеса, трудоустройство граждан, благоустройство и озеленение территории.
По законадательству председатель(аксакал) и его советники махаллинского схода граждан избираются сроком на 2.5 года. Согласно установленному порядку в мае-июне 2016 года в республике прошли выборы председателей махаллинских сходов граждан и их советников. Если в первые годы независимости в основном на местах были избраны кандидаты, которые были представлены местными органами власти, то нынешные выборы прошли с активным участием каждого жителя махалли и были выдвинуты кандидатуры в согласии с населением каждой определённой территории. Кандидаты на должность председателя выступили перед гражданами своими программами развития. Выборы прошли бурными обсуждениями и дискуссиями. Население стало осознавать то, что председатель и его советники это и есть местная власть в данной территории. На должность председателя были выдвинуты люди с организаторскими способностями, знающие соответствующую территорию и людей, обладающие высокой общечеловеческой моралью и имеющие авторитет среди населения данной территории.
По итогам выборов на местах были избраны 9 764 председателей(аксакалов) махаллинских сходов граждан. На должность советников председателя(аксакала) схода граждан были избраны свыше 105 000 авторитетных людей. Эти выборы ещё раз показали насколько повысился политическое, экономическое и правовое сознание жителей страны.
Узбекистан выбрал постепенный и поэтапный путь модернизации общества. «Мы сознательно отказались от революционного варианта проведения реформ путем «шоковой терапии» в пользу эволюционного поэтапного развития, уберегли тем самым наш народ от тяжелейших экономических и социальных потрясений»[3],-подчёркивает Президент нашей Республики.
Модернизации и децентрализации страны — долгий и постепенный процесс, требующий систематический и целенаправленный подход. Конечной целью демократических преобразований и модернизации каждой страны является создание благоприятных условий жизни и развития для каждого гражданина страны. Однако эти преобразования невозможно осуществить без активного и сознательного участия самих же граждан. Вопрос повышения общественно-политического, правового, экономического и культурного сознания населения всегда был и остаётся самым решающим моментом в развитии общества. Сегодня Республика Узбекистан, осознавая значимость вышестоящих задач, смело идёт по пути обновления и построения нового гражданского общества, основанного на собственной модели преобразований.
References
1.Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 12.11.2010.Источник- УзА. Постоянный адрес статьи- http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=12899990402.См: World Bank. (2005). East Asia decentralization. Washington, DC: Ronald, W. & Paul, S; Mill J.S. How We Compare // Comparative Politics: Notes and Readings / Ed. By Makridis R., Brown B. Chikago, 1986; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношеня // Thesis, 1993 т-1. Выщ.2; Parsons T. The Structure of Social Action. Vol. II. New York – London, 1968; Dal R. Introdiktion// Regime and Oppositions New Haven, 1993; Hantington S. Political Order in Changing Societies. New Haven – London, 1968; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, М – 1991., Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М.: 1999., М. Мураматсу, (1997). Местная власть в Японском государстве. Калифорния: «University of California Press, Ltd»; Робсон В. (1966). Кризис местного правительства. Лондон: «George Allen Unwin LTD»; Arend, L. (1999). Patterns of Democracy. The Federal-Unitary and Centralized-Decentralized Contrasts (chap. 10, p. 192). New Haven and London: Yale University Press.
3.Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 12.11.2010.Источник- УзА. Постоянный адрес статьи- http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1289999040