Современный Кыргызстан: власть, политические партии и общество

UDC 9
Publication date: 09.08.2016
International Journal of Professional Science №1-2016

Современный Кыргызстан: власть, политические партии и общество

Modern Kyrgyzstan: power, political parties and society

Галиева Зайраш Идрисовна
Кыргызский Национальный Университет, Кыргызстан, Бишкек


Galieva Zairash Idrisovna
Kyrgyz National University, Kyrgyzstan, Bishkek
Аннотация: Эволюция власти, политических партий и общества современного Кыргызстана между 2010 – 2015 годами

Abstract: Evolution of power, political parties and society of modern Kyrgyzstan between 2010 – 2015 years.
Ключевые слова: Кыргызстан, Конституция, выборы, политические партии, общество

Keywords: Kyrgyzstan, Constitution, elections, political parties, society


Период после апрельских событий 2010 г. в Кыргызстане можно охарактеризовать как период «оттепели» и начало очередной «волны» демократизации, направленной на восстановление демократических ценностей в Кыргызстане. При этом «новая демократия» в стране сохраняет специфический характер «управляемой» демократии, при которой население обладает основными гражданскими правами, но доминирующей силой, как и прежде, остается государство.

Пять лет, прошедших после апрельских событий 2010 г., были полны е надежд и ожиданий. Насколько власть оправдала эти ожидания, что сделано для развития государства, экономики и общества – вот вопрос, который  волнует если не всех, то многих.

Власть. Результатом политического кризиса 2010 г. стало провозглашение Кыргызстана парламентской республикой, как об этом заявляли разработчики новой Конституции. Фактически установлена смешанная парламентско-президентская республика, поскольку за главой государства, кроме церемониальных, был закреплен и ряд знаковых полномочий. В частности, назначение по согласованию с парламентом генпрокурора и его заместителей, руководителей силовых органов и их заместителей; внесение кандидатур одной трети состава ЦИК, председателя Нацбанка, Счетной палаты на утверждение Жогорку Кенешем (ЖК), назначение председателя палаты, его заместителей и членов правления. Кроме того, президент подписывает и обнародует законы; возвращает их с возражениями в ЖК; является главнокомандующим вооруженными силами, возглавляет совет обороны, определяет, назначает и освобождает высший командный состав внутренних сил страны. За ним резервируется право объявления войны, военного положения и всеобщей мобилизации, а его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории республики [1, с.90-93].

Новая Конституция Кыргызстана закрепила парламентско-президентскую форму правления, которая не в состоянии преодолеть феномена двойной легитимности – парламента и всенародно избираемого президента, прерогативы которого по роспуску Жогорку Кенеша, контролю над силовым блоком, введению чрезвычайного положения и применению указного права дают ему перевес над парламентом в критических ситуациях.

В целом эти изменения не столь принципиальны, поскольку  ограничиваются перераспределением власти между президентом и парламентом в пользу последнего (формирование ответственного правительства), но в целом не выходят за рамки смешанной формы правления.

Более того, как считает эксперт А.Н. Медушевский, осуществление этого перераспределения выглядит непоследовательным, поскольку глава государства, сохраняет контроль над силовым блоком и, следовательно, принцип ответственности правительства перед парламентом реализован крайне противоречиво, закладывая возможные конфликты по этой линии в будущем. Принятие действующей Конституции в условиях чрезвычайного положения, введенного Временным правительством, становится прецедентом для будущих переворотов [2].

10 октября 2010 г. состоялись выборы в Жогорку Кенеш на основе пропорциональной избирательной системы с 5-ти процентным порогом. Общее количество избирателей составило 3 млн. 36 тыс. 703, число избирателей в основном списке составило 2 млн. 837 тыс. 989 человек, в дополнительных списках – 198 тыс. 714 человек. Итоговая явка избирателей составила всего 1 679 710 чел. (55,09 %) [3].

1 ноября 2010 г. ЦИК объявил официальные итоги выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (см. таблицу 1).

Таблица 1 [3]

Итоги выборов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 2010 г.

    Политическая партия Кол-во голосов, отданных за партийные списки  Кол-во мандатов
«За» %
1. Ата-Журт 257 175 8,47 28
2. СДПК 236 634 7,83 26
3. Ар-Намыс 226 916 7,57 25
4. Республика 210 594 6,93 23
5. Ата-Мекен 166 714 5,49 18

В силу этих причин парламенту будет чрезвычайно трудно преодолеть президентское вето, собрав для этого необходимые 2/3 голосов или осуществить процедуру импичмента.

По итогам парламентских выборов ни одна из политических партий, прошедших в Жогорку Кенеш, не получила большинство мандатов. По поручению президента переходного периода Р. Отунбаевой коалиция большинства была образована партией «Республика» (О. Бабанов), в которую также вошли партии СДПК и «Ата-Журт». Важной частью достигнутого коалиционного соглашения является то, что оно было заключено на два года. В случае утраты ею статуса парламентского большинства все должностные лица, оговоренные соглашением (премьер, первый вице-премьер, спикер парламента), должны подать в отставку.

В декабре 2010 г. было создано коалиционное правительство, в которое вошли представители фракций СДПК, «Республика» и «Ата-Журт». Премьер-министром был утвержден А. Атамбаев (СДПК), получивший 92 голоса, первым вице-премьером – О. Бабанов. Лидер партии «Ата-Журт» А. Келдибеков был избран спикером Жогорку Кенеша, за которого проголосовал 101 депутат из 119, участвовавших в голосовании [4].

Политические партии «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» составили парламентское меньшинство (оппозицию), которому было предоставлено право выдвижения кандидатур на пост вице-спикера и глав двух важнейших комитетов – бюджетного и безопасности.

Президентские выборы. 30 декабря 2011 г. состоялись общенародные президентские выборы. Первоначально на пост главы государства претендовали 83 кандидата, однако официальные мандаты кандидатов в президенты получили только 23 участника предвыборной гонки. За несколько дней до выборов еще семеро из них отказались от борьбы. В итоге в президентских выборах приняли участие 16 кандидатов, среди которых основными лидерами были действующий на тот момент премьер-министр Кыргызской Республики А. Атамбаев (он временно сложил свои полномочия), экс-госсекретарь,  А. Мадумаров (лидер партии «Бутун Кыргызстан») и экс-глава Министерства чрезвычайных ситуаций К. Ташиев (лидер партии «Ата-Журт»).

По результатам выборов президентом Кыргызской Республики был избран А. Атамбаев, который с огромным перевесом, набрав 62,52 % голосов избирателей, опередил своих основных конкурентов А. Мадумарова (14,78 % голосов) и К. Ташиева (14,32 %) [5].

Итогом президентских выборов стал новый расклад политических сил в Жогорку  Кенеше (120 депутатов). Коалиционное соглашение подписали четыре фракции политических партий в Жогорку Кенеше. В правящую коалицию вошли фракции СДПК, «Республики», «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс», у которых в совокупности набралось 92 мандата. Парламентскую оппозицию составила фракция партии «Ата-Журт».

На пост премьер-министра претендовали четверо кандидатов, затем их осталось трое: и.о. главы кабинета министров О. Бабанов (выдвинутый фракцией партии «Республика»), Р. Жээнбеков от партии «Ата-Мекен» и предложенный группой депутатов экс-мэр Бишкека Н. Тюлеев. Фракция партии СДПК заявила о своей поддержке кандидатуры О. Бабанова. Премьер-министром Кыргызстана стал О. Бабанов, за которого проголосовали 52 депутата из правящей коалиции. Но он оставался на этом посту не долго, в 2012 г. его «ушли» из-за скандала с контрабандными поставками российского ГСМ в Таджикистан и покупке арабского скакуна. На смену ему пришел Ж. Сатыбалдиев, которому со временем тоже пришлось уйти в отставку.

Чем же характеризовалась деятельность новой власти, что реально она сделала за прошедший период? Ответ двоякий: с одной стороны, вроде много, с другой, почти ничего.

Да, новому правительству удалось временно преодолеть глубокий кризис власти, в котором она пребывала после свержения семейно-авторитарного режима К. Бакиева; вернуть госсобственность на многие стратегические объекты, проданные за бесценок; урегулировать межэтнический конфликт; снизить тарифы на коммунально-жилищные услуги и др.

Одновременно с этим в Кыргызстане, отсутствуют системные преобразования в сфере государственного самоуправления, судебной и правоохранительной систем, местного самоуправления, социальной и экономической сфер.

Коррупция, по-прежнему, остается серьезным деструктивным фактором, царствующим во всех эшелонах власти. Несмотря на провозглашенную борьбу с ней, она продолжает успешно разъедать государственную, судебную, налоговую системы, правоохранительные органы и др.

Социально-экономические проблемы «процветают», образуя почву для будущих социальных потрясений. Об этом свидетельствуют дальнейшее снижение уровня жизни простых кыргызстанцев, новый виток роста цен на электроэнергию и ГСМ, продукты. А ведь это было одной из основных причин революционных потрясений 2010 г. При этом решение сложных социально-экономических проблем не представляется возможным в рамках программ, предлагаемых парламентскими партиями, и мероприятий, проводимых «техническим» правительством республики, сформированным этими же партиями.

Политические партии. Политические катаклизмы в Кыргызстане в последние годы породили избыточное количество амбициозных политиков, каждый из которых желает возглавлять свою собственную партию и быть  первым в партийном списке. В результате в республике продолжается процесс необоснованного роста численности политических партий.

На современном этапе партийная система Кыргызстана включает в себя 216 политических партий [6]. При этом большинство отечественных партий носят звучные, но политически неопределенные названия. Например, «Ата-Журт» («Земля предков»), «Ак-Шумкар» (сокол), «Ар-Намыс» («Достоинство»), «Ата-Мекен» («Отчизна»), «Асаба» (флаг), «Мекен биримдиги» («Единство Отечества») и др. Эти названия ни о чем не говорят электорату, которому довольно сложно разобраться в политических целях и задачах этих партий. Многие из них опираются преимущественно на сторонников, состоящих из одной или нескольких родственных групп. Фактически можно утверждать, что руководители таких партий, их филиалов на местах – это клановые лидеры местного уровня

Низкая политическая культура населения, склонность  к силовым методам решения вопросов, связанных с доступом к власти, приводят к доминированию внеправовых способов ведения политической борьбы рядом кыргызских политиков. Ярким примером является демарш  со штурмом забора вокруг отечественного «Белого дома» со стороны К. Ташиева, С. Жапарова и Т. Мамытова в октябре 2012 г. в ходе митинга с требованием национализации ЗАО «КумторГолд Компани».

Парламентские выборы 2015 г. вызвали оживление в оппозиционных кругах. 12 февраля 2014 г. в Бишкеке было создано объединенное Народное оппозиционное движение (НОД), в которое вошли  партия «Улуттар Биримдиги» («Объединение наций»), «Народно-демократическая партия Кыргызстана» (НДПК) во главе с А. Медетбековым,  О. Суваналиев, К. Ташиев, А. Бекназаров и др. Лидером НОД  был избран Р. Джеенбеков.

НОД поставил перед собой три основные цели: 1) восстановление нынешней Конституции, поскольку президент ее полностью нарушил и  захватил всю власть; 2) укрепление парламентаризма; 3) борьба с авторитаризацией власти.

Движение предложило альтернативную стратегию развития Кыргызстана, которая опирается:

  • на пять принципов – политическая конкуренция, свобода слова, общественный и парламентский контроль над властью, открытость и прозрачность, а также подотчетность власти;
  • на пять государственных институтов – независимый парламент, независимый суд, независимое правительство, сильное гражданское общество и честные выборы.

Амбициозные политики продолжали традицию образования новых партий, надеясь обрести депутатские мандаты. В частности, в 2012 г. были созданы такие партии, как «Асман Ала-Тоо», «За жизнь без барьеров» [7], «Улуу Кыргызстан» (великий Кыргызстан); в 2013-2014 гг. – «Бир бол» (лидеры А. Сулайманов и Д. Бакчиев), «Онугуу – Прогресс», «Бирге» (вместе), «Эмгек» (труд) во главе с А. Салымбековым и многие другие.

Об участии в парламентских выборах 2015 г. заявили 39 политических партий, из них только 14 – были допущены к выборам (см. таблицу 2). Накануне выборов начался процесс укрупнения партий путем создания избирательных блоков, подписания соглашений о сотрудничестве:

  • объединились партии «Бутун Кыргызстан» и «Эмгек» [8],
  • «Ата-Мекен» подписала соглашения о сотрудничестве с партией «Улуттар биримдиги», «Кучтуу Кыргызстан» («Сильный Кыргызстан», лидер А. Салянова), партией транспортников. Свою поддержку партии оказали представители политического движения «Жаны муун»,
  • единый партийный тандем образовали партии «Республика» и «Ата-Журт».

Пропорциональная система, используемая на парламентских выборах, означала, что партиям для победы необходимо набрать не менее 7 % голосов от общего количества проголосовавших и не менее 0,7 % голосов от проголосовавших в каждой из семи областей страны, а также в городах Бишкек и Ош. В связи с этим партийные лидеры были вынуждены расширить географию партийных списков, активно вовлекая в свои ряды значимых представителей областных элит.

Нововведениями на выборах 2015 г. стали: 1) списки избирателей, составленные на основе всеобщей сдачи биометрической регистрации граждан, которую прошли 2 млн. 751 тыс. граждан. Хотя общее количество избирателей (граждане от 18 лет и старше) 3 млн. 740 тыс. Разница в 1 млн. граждан объясняется фактическим отсутствием их в республике или нежеланием сдавать биометрические данные; 2) специальные прозрачные урны, которые не позволяли произвести массовый вброс бюллетеней; 3) автоматическое считывание результата голосования и подсчет голосов избирателей; 4) запрет избирателям на досрочное голосование (эта норма раньше всегда активно использовалась и приводила к участию в выборах «мертвых душ»); 5) возможность для избирателей проголосовать по месту фактического проживания, а не по прописке.

Выборы в Жогорку Кенеш состоялись 4 октября 2015 г. В выборах участвовало 1 млн. 630 тыс. 122 человека, что составило 59 % от общего числа прошедших биометрическую регистрацию (2 млн. 761 тыс. 297 чел.). По сведениям МИД Кыргызстана за рубежом на выборах депутатов Жогорку Кенеша проголосовало всего 2570 кыргызстанцев или 17 % от общего количества включенных в списки голосования.

15 октября 2015 г. председатель ЦИК огласил  официальные результаты парламентских выборов (см. таблицу 2).

Таблица 2 [3]

Итоги выборов в Жогорку Кенеш Кыргызстана 2015 г.

   Политические партии и избирательные блоки  Датарегис-трации Кол-во голосов, поданных за список кандидатов Кол-во мандатов
Кол-во голосов «за» %
1. СДПК 432846 27,56 38
2. «Республика – Ата-Журт» 28.11.2014 318266 20,26 28
3. «Кыргызстан» 22.07.2015 205286 13,07 18
4. «Онугуу-Прогресс» 3.05.2013 147515 9,39 13
5. «Бир бол» 26.02.2014 134909 8,59 12
6. «Ата-Мекен» 16.12.1992 122500 7,83 11
7. «Бутун Кыргызстан – Эмгек» 103000 6,2 0
8. «Ар-Намыс» 12496 0,79
9. Аалам – партияларга кирбегендердин партиясы 19.07.2007 6267 0,4 0
10. «Замандаш» 9.05.2015 43032 2,73 0
11. «Азаттык» 24.05.2010 5253 0,33 0
12. «Конгресс народов Кыргызстана» 10.11.2014 9478 0,6 0
13. «Улуу Кыргызстан» 3.09.2012 23548 1,5 0
14. «Мекен ынтымагы» 20.05.2011 12475 0,79 0
Против всех

 

Итоги народного голосования в 2015 г. оказались, за исключением СДПК, непредсказуемыми также как и в 2010 г.

Сравнительный анализ итогов парламентских выборов 2010 г. и 2015 г. показывает следующее:

  • СДПК и «Республика – Ата-Журт» (РАЖ), занявшие первые два места, получили на 240 тыс. голосов больше, чем в 2010 г., когда они также лидировали (имеется в виду партия «Ата-Журт»). При этом СДПК лидировала в пяти из семи областей страны, а РАЖ удалось занять вторую строчку после СДПК практически во всех регионах страны. В городах Джалал-Абад и Талас РАЖ опередила остальные партии;
  • в Кыргызстане, с одной стороны, наметился процесс укрупнения партий. С другой стороны, партии, занявшие последние три места, набрали намного меньше голосов, чем партии, занявшие эти места в 2010 г. Так, в 2010 г. «Ар-Намыс» получил 226916 голосов (7,57 %), «Республика» – 210594 (6,93 %), «Ата-Мекен» – 166714 (5,49 %). Третье место обесценилось на 21630 голосов, четвертое – на 63079 голосов, пятое – на 31805 голосов;
  • снижение проходного порога до 7 % (а не 9 % как предлагалось ранее) сыграло существенную роль, позволив партиям «Бир бол» (впервые) и «Ата-Мекен» пройти в парламент;
  • впервые в Жогорку Кенеш пробились политические партии «Кыргызстан», «Онугуу – Прогресс» и партия олигархов и политических тяжеловесов из чиновников и бизнесменов «Бир бол», «выбив» из парламента «Ар-Намыс» Ф. Кулова. Причем партия «Кыргызстан», появившись на политическом олимпе за два месяца до выборов, сумела только в первый месяц своего существования перетянуть к себе 20 депутатов действующего на тот момент парламента. Успех партиям принесли значительные финансовые ресурсы и сбалансированный предвыборный список, в котором «проходные» места заняли значимые региональные лидеры;
  • в сумме прошедшие в парламент политические партии получили 83,5 % голосов, а это высокий процент легитимности (в 2010 г. они получили всего 36,29 % поддержки избирателей);
  • сотни тысяч внутренних мигрантов, не голосовавших долгие годы, в 2015 г. получили возможность проголосовать по месту фактического проживания, а не по прописке. Только в Бишкеке таких граждан насчитывается около 350 тысяч;
  • противостояние севера и юга Кыргызстана, как это было ранее, на выборах 2015 г. остро не ощущалось, более того произошло объединение партий «Республика» (север) и «Ата-Журт» (юг) в единый партийный тандем.

По мнению спикера 4-го созыва З. Курманова, за исключением автоматики, объективного подсчета, все остальное было как всегда: продажа мандатов, т.е. открытая партийная коррупция, отсюда обилие олигархов и чиновников, которые у нас иногда богаче бизнесменов, формирование партийных списков под контролем чиновников аппарата [9].

Общество, надежды которого вновь не оправдались, продолжает бурлить. В 2012 г. и 2013 г. состоялся целый ряд митингов, причем самые крупные, в Бишкеке и Иссык-Кульской области, вылились в массовые беспорядки.

В октябре 2012 г. состоялся многотысячный митинг партии «Ата-Журт» за национализацию золоторудного месторождения «Кумтор», на котором К. Ташиев призвал митингующих к захвату власти. Он вместе с протестующими перелез через забор Белого дома, за что был лишен депутатского мандата вместе с другими коллегами – Т. Мамытовым, С. Жапаровым. Они были задержаны с предъявлением обвинения в попытке государственного переворота, осуждены, но позже все же оправданы.

25 марта 2013 г. на юге Кыргызстана – в Сузакском районе Джалал-Абадской области прошел курултай оппозиции. А. Бекназаров (сопредседатель партии «Объединенное народное движение») предложил собравшимся обсудить ситуацию с золоторудным месторождением «Кумтор» (контрольный пакет акций находится у канадских инвесторов), итоги  прошедших  в республике революций  и принять резолюцию по освобождению из заключения депутатов партии «Ата Журт». На курултае выступили также другие оппозиционные политики, в т.ч. А.Келдибеков (экс-спикер парламента), Р. Жээнбеков (депутат, лидер партии «Демократический альянс»), А. Мадумаров  (лидер партии «Единый Кыргызстан»).

Курултай, подведя итоги, констатировал, что цели и задачи  апрельской революции в Кыргызстане не достигнуты, не произошло становление парламентской формы правления, страна опять скатывается к «авторитарной президентской системе».

Курултай выдвинул властям республики жесткие требования: 1)  очистить исполнительную ветвь власти от кадров, преданно служивших предыдущему президенту; 2) пересмотреть вопрос о долях собственности месторождения Кумтор «в интересах Кыргызстана», т.е. национализировать предприятие; 3) освободить из заключения К. Ташиева, Т. Мамытова, С. Жапарова. Требования были отправлены в адрес президента страны А. Атамбаева.

Если же государственные органы власти Кыргызстана проигнорируют требования Курултая, то организаторы схода – движение новой оппозиции «Эл Уну» («Голос народа») – оставляют за собой право вывести людей на улицу и «установить на местах народную власть».

В мае и октябре 2013 г. жители Иссык-Кульской области, где расположено золотоносное месторождение «Кумтор», требующие его национализации, перекрыли центральную магистраль, а также дорогу, ведущую к шахтам, обесточили предприятие и взяли в заложники губернатора области Э. Каптагаева.

Осенью 2013 г. сторонники экс-спикера А. Кельдибекова, арестованного по обвинениям в коррупции и злоупотреблении должностным положением, перекрыли трассу Ош – Иркештам на несколько дней, требуя его освобождения.

В 2014 г. новая волна протестов прокатилась по трем областным центрам и в Бишкеке. В столице в акциях протеста участвовали до трех тысяч человек, в регионах наблюдалось до несколько сотен митингующих.

Граждане, пытаясь самостоятельно решить социально-экономические проблемы, избрали криминально-охлократические методы, такие как самозахваты земель, митинги протеста, перекрытие стратегических магистралей, голодовки и другие способы давления на власть.

Таким образом, можно констатировать, что надежды кыргызстанского общества вновь не оправдались. Все политические силы расписались в собственном бессилии, неспособности управлять государством и вывести его из глубокого социально-экономического и политического кризиса.

В Кыргызстане по-прежнему сохраняются факторы, которые будут способствовать дальнейшей дестабилизации общественно-политической ситуации. Ключевыми из них являются коррупция, безработица,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       притязания политических партий, не представленных в Жогорку Кенеше, деление партий по региональному признаку, приверженность лидеров оппозиции к силовым методам решения вопросов.

References

1. Конституция Кыргызской Республики. – Бишкек,2010.
2. Медушевский А.Н. Революция в Киргизии: итоги и перспективы конституционных преобразований – https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/76239331.
3. Официальный сайт ЦИК Кыргызской Республики – cec.shailoo.gov.kg.
4. http://www.zonakz.net.
5. http://kloop.kg/blog/2011/11/12/vy-bory-2011-tsik-priznal-pobedu-atambaeva.
6. Официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики –http://minjust.gov.kg/?page_id=6551.
7. Маликова Б. Страна непуганных революционеров // Вечерний Бишкек, 7 декабря 2012.
8. Ганеева И. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань // Вечерний Бишкек, 2 октября 2015.
9. Блиц-опрос // Общественный рейтинг, 10 октября 2015.