Neurotechnologies in correctional sports work with students

UDC 796.07
Publication date: 01.11.2023
International Journal of Professional Science №11-2-2023

Neurotechnologies in correctional sports work with students

Нейротехнологии в коррекционной спортивной работе со студентами

Verbitskaya N. O.,
Gaev M. A.
1. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Ural State University of Economics,
Yekaterinburg, Russia
2. postgraduate student of aPO-11
Ural State University of Economics,
Yekaterinburg, Russia


Вербицкая Н. О.,
Гаёв М. А.
1. доктор педагогических наук, профессор
Уральский государственный экономический университет,
Екатеринбург, Россия
2. аспирант аПО-11
Уральский государственный экономический университет,
Екатеринбург, Россия
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема внедрения нейротехнологий в коррекционную спортивную работу со студентами. Цель исследования – анализ проблем обеспечения студентов цифровыми технологиями в рамках образования, а также коррекционными методами воздействия на психику студентов в процессе спортивной деятельности. Благодаря современным методам и технологиям, как студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и нормотипичные, студенты могут улучшить свою студенческую спортивную жизнь в процессе образовательной деятельности. Физическая и спортивная деятельности могут быть использованы, как один из методов нейротехнологической коррекции психических процессов обучающихся. В процессе правильно и системно дозированных физических упражнений формируется корректирующая нагрузка, которая в свою очередь регулирует выработку соответствующих нейромедиаторов и способствует формированию нейропаттернов правильного корректирующего взаимодействия мозга и тела.

Abstract: This article discusses the actual problem of the introduction of The article discusses the current problem of introducing neurotechnologies into correctional sports work with students. The purpose of the study is to analyze the problems of providing students with digital technologies within the framework of education, as well as correctional methods of influencing the psyche of students in the process of sports activities. Thanks to modern methods and technologies, both students with disabilities and normotypical students can improve their student sports life in the process of educational activities. Physical and sports activities can be used as one of the methods of neurotechnological correction of mental processes of students. In the process of correctly and systematically dosed physical exercise, a corrective load is formed, which in turn regulates the production of appropriate neurotransmitters and contributes to the formation of neuropatterns for the correct corrective interaction between the brain and the body.
Ключевые слова: студенты, нейротехнологии, коррекционная работа.

Keywords: students, neurotechnology, correctional work.


Современная образовательная система активно развивается, в том числе с помощью нейротехнологий. Благодаря этому, многие студенты получили возможность в расширении своих возможностей не только в образовательном процессе, но и в рамках студенческой спортивной деятельности.

Однако практика показывает, что результаты цифровизации и нейротехнологии не так ясны и понятны, как заявляется во многих исследованиях, финансируемых технологическими компаниями и корпорациями. Столкновения и дискуссии из-за двусмысленных эффектов цифровизации теперь переходят к более значимым аспектам нейротехнологий. Уже сейчас, после активной цифровизации современного дистанционного образования, ученые отмечают целый спектр отрицательных последствий: упрощение, раздробление, формализацию, обесценивание и лишение смысла образования [3, 9, 10-12].

Образовательный процесс для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо рассматривать в комплексе всех потенциальных коррекционных возможностей. В целостной взаимосвязанной модели получения образования, коррекция физических процессов не может происходить отдельно от коррекции психологических, психофизиологических и общих процессов развития личности.

Именно в единстве различных элементов мы рассматриваем возможности профессионально-личностного становления молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Целью настоящего исследования является рассмотрение возможностей современных нейротехнологий в поддержке [8]  спортивной деятельности молодых людей. Спортивная деятельность рассматривается как один из элементов целостного образовательно-коррекционного процесса для студентов с ограничеснными возможностями здоровья [1,2].

Физическая и спортивная деятельности могут быть использованы, как один из методов нейротехнологической коррекции психических процессов обучающихся. В процессе правильно и системно дозированных физических упражнений  формируется корректирующая нагрузка, которая в свою очередь регулирует выработку соответствующих нейромедиаторов и способствует формированию нейропаттернов правильного корректирующего взаимодействия мозга и тела.  Поэтому все спортивные и околоспортивные мероприятия, проходящие в рамках студенческой жизни, благоприятно сказываются на эмоциональном и ментальном и физическом состоянии студентов.

Многие исследователи отмечают физическую и спортивную активность, как одну из главных методик по борьбе со стрессовыми и психологически-трудными ситуациями в жизни человека. Именно нейротехнологические процессы нашего головного мозга при активной работе, положительно сказываются на состоянии всего организма. Все эти мозговые процессы вдвойне важны и для студентов с ОВЗ, вне зависимости от патологий и отклонений [5, 7]. Даже те студенты, которые имеют задержки в развитии, способны развиваться в системе с остальными студентами и заниматься спортом в доступном для них понимании.

Несмотря на вполне доступное понимание концепций развития нейротехнологий в образовательной среде, стоит отметить несколько ключевых трендовых векторов векторов развития данного направления:

  1. Психофизиологическая антистрессовая система «Сенсориум»

Стоит отметить опыт Сибирского федерального университета, который в коррекционно-психологической работе со студентами использует психофизиологическую антистрессовую систему «Сенсориум». Аппарат представляет собой антистрессовую психофизиологическую аудио-визуально-вибротактильную музыкальную систему, состоящую специального кресла «нулевой гравитации» [6]. Разработка предполагает использование интенсивной комплексной аудио-зрительной симуляции для достижения состояния покоя. Работа со студентами ведётся по сеансам вместе с психологом университета. Сам сеанс представляет собой расположение в специализированной кресле с надеванием шлема виртуальной реальности и наушников, которые создают благоприятную атмосферу во время сеанса [4]. Практически каждый студент университета проходил по несколько раз данные сеансы, что в дальнейшем как показала практика положительно сказывается и на учебной деятельности студентов и на спортивных показателях на студенческих Спартакиадах среди высших учебных заведений.

Рисунок 1 — Психофизиологическая антистрессовая система «Сенсориум».

Кресло «нулевой гравитации»

  1. Метод биологической обратной связи (БОС).

Метод БОС является достаточно универсальным и предполагает корректировку физических и познавательный процессов на основе получения корректной информации о них. Коррекция предположительно происходит за счет включения механизмов саморегуляции, которые в свою очередь определяются нейропроцессами организма.

Реализуется данный метод с помощью специального аппарата, который называется «Стабилоплатформа СТ-150». Особенно актуальна данная система в медицинских учреждения и детских коррекционных центрах, где с помощью данного метода помогают пациентам и детям в расширении своих функциональных возможностей. Также данная нейротехнология позволяет использовать различные физиологические показатели: электроэнцефелограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ) и кожно-гальваническая реакция (КГР).

Рисунок 2. Метод биологической обратной связи (БОС). «Стабилоплатформа СТ-150»

  1. Система видеоокулографии и видеонистагмографии.

Данная система работает при помощи аппарата «VO 425 Interacoustics». Основной задачей данного метода является изучение зрительного восприятия. Использование данной системы может реализовываться для разных целей: для определения положения взгляда человека относительно экрана, концентрации внимания во время образовательного процесса, отслеживание сложности текста и важных элементов во время обучения, оценить интерактивность образовательных направлений. Данное направление особенно актуально в изучении дистанционного обучения, так как мы можем оценить цифровой контент и определить ключевые его значения: сложность, эргономика, оптимизация и тд. Система видеоокулографии и видеонистагмографии используется во многих медицинских учреждениях, медицинских высших учебных заведениях и, в частности, в коррекционных центрах реабилитации.

Рисунок 3. Система видеоокулографии и видеонистагмографии.

Аппарат «VO 425 Interacoustics»

Но, несмотря на перечисленное выше, у данных нейротехнологий есть как преимущества, так и ограничения в применении, о которой также стоит упомянуть:

Таблица 1

 Преимущества, ограничения и недостатки применения современных нейротехнологий.

Название технологии Преимущества Ограничения и недостатки
Психофизиологическая антистрессовая система «Сенсориум» Возможности формирования корректирующих физиологических нейропаттернов, способствующих редуцированию стресса, тревоги, депрессии, которая может сопутствовать ряду врожденных и приобретенных отклонений в состоянии здоровья.

Коррекция познавательных и эмоциональных процессов.

Выработка нейропаттернов снижения утомляемости и повышения работоспособности.

 

 

Сильные сенсорные стимуляции, которые могут перегружать нервную систему некоторых людей (важно учитывать состояние пациента: при возбуждённом состоянии нужно начинать сеанс с высоких частот (преобладание бета-волн), при депрессивном состоянии с низких частот (преобладание тета-волн).

Ограниченность сеансов – 10.

Метод биологической обратной связи (БОС) Широкий возрастной диапазон применения: от 6 и далее.

Возможности коррекции опорно-двигательной системы.

Возможность целенаправленной работы по выработке корректирующих нейропаттернов равновесия и движения.

Возможности нейрокорректировки проблем речевого аппарата.

 

Ограничения для ряда диагнозов: любые формы эпилепсии (даже при приёме медикаментозных препаратов)

Пациенты с нарушением сенсорной стимуляции по вестибулярной системе, которые не способны сохранять постуральный контроль во время вертикального положения тела

Система видеоокулографии и видеонистагмографии Возможность проводить диагностику нарушений равновесия с помощью нескольких тестов помогает расширять границы исследования и получать наиболее точные результаты.

Определение положения взгляда человека относительно экрана

Проработка концентрации внимания в различных сферах

Околомоторное тестирование

Множество применяемых тестов: тест плавного снижения, монотермальная калорическая проба, тест фиксированного взгляда и тд.

Излишняя гипервозбудимость всего организма

Гиперчувствительность по зрительной системе, но с правильной минимальной дозировкой допустимо (чаще всего у детей с расстройством аутистического спектра).

В заключении, важно сказать о том, что нейротехнологическая коррекционная работа со студентами очень важная часть успешного профессионального становления и это доказывается явным преобладанием положительных аспектов влияния на наше физическое и психологическое состояние над недостатками и ограничениями. Перспективы использования нейротехнологических систем связаны с нахождением интегративных решений по включению их вцелостный образовательно-коррекционный процесс.  Необходим четкое ососзнание того, как формируются естественные нейропаттерны мозга под конкретную познавательную задачу или физическую активность. Это позволит на любом образовательном этапе сформировать у молодых людей базовые энергосберегающие и корректирующие нейропаттерны, которые в будущем станут основой профессиональных навыков.

References

1. Ватраль О. П., Чесно А. В. Особенности внимания студентов в процессе занятий физической культурой //Физическая культура, спорт и здоровье. – 2020. – №. 35. – С. 94-96.
2. Владимиров Н. М. и др. Нейрообразование и проблемы субъектности инклюзии //Специальное образование. – 2022. – №. 1 (65). – С. 162-175.
3. Дроздова И. и др. Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития. – Litres, 2022.
4. Жмыхова А. Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункциональных особенностей: дис. – М.: АЮ Жмыхова, 2010.
5. Лобейко Ю. А. Проблема организации психолого-коррекционной работы со студентами-первокурсниками //Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2012. – Т. 135. – №. 10. – С. 77-84.
6. Лукина О. А., Пикалова Е. А. Специфика организации воспитательной работы со студентами в вузе //Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №. 7. – С. 24-29.
7. Тютюков В. Г. и др. Образовательный проект" Стартап как диплом" в вузе физической культуры //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 2 (192). – С. 326-337.
8. Чесно А. В., Ватраль О. П. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных организаций //Физическая культура, спорт и здоровье. – 2020. – №. 35. – С. 137-140.
9. Швабауэр А. В. Цифровизация образования: правовое регулирование, цели и риски, направления совершенствования законодательства //Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – №. 4 (59). – С. 73.
10. Сухарев, О. С. Институциональные коррекции в управлении: теоретико-методологический подход / О. С. Сухарев // Управленец. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 37-48. – DOI 10.29141/2218-5003-2022-13-1-3. – EDN IOYJSK.
11. Летягина, Е. Н. Нейросетевое моделирование региональных инновационных экосистем / Е. Н. Летягина, В. И. Перова // Journal of New Economy. – 2021. – Т. 22, № 1. – С. 71-89. – DOI 10.29141/2658-5081-2021-22-1-4. – EDN HVNWFQ.
12. Усольцев, В. А. Исследование методов и обработка баз данных о биомассе лесов Евразии как нейронных сетей. Часть 1. Системный анализ базы данных для трансформации в нейронные сети искусственного интеллекта / В. А. Усольцев, В. П. Часовских, Е. Н. Стариков // Цифровые модели и решения. – 2022. – Т. 1, № 1. – С. 2. – DOI 10.29141/2782-4934-2022-1-1-2. – EDN DNJRGT.