Abstract: The paper investigates the problems of the image of Chinese cars in the Russian market, the reasons for the change in the perception of Chinese cars by domestic consumers, and suggests a strategy to improve the image.
Keywords: Chinese cars, Russian market, image, quality, safety, stereotypes, technology, automakers, competitiveness.
Начиная с 2022 года происходят существенные изменения на автомобильном рынке России: известные европейские, американские и японские бренды прекратили реализацию своей продукции и на их место пришли китайские автомобильные бренды, которые стали все более заметными и более конкурентоспособными. Производители активно совершенствуются, повышая качество сборки своих моделей и внедряя современные технологии, такие как: гибридные/электрические силовые установки, системы автономного вождения и системы активной помощи водителю, биометрию, в том чсиле технологию распознавания лиц, и многое другое. И немаловажным фактором является привлекательная для российского покупателя цена. К примеру, на начало 2022 года кроссовер известного немецкого производителя в базовом исполнении стоил 2 129 000 рублей, в то время как аналогичный по характеристикам автомобиль китайского производителя, но в максимальной комплектации, не переваливал за отметку в 1 800 000 рублей. Тем не менее, несмотря на значительные успехи, китайские автомобили все еще сталкиваются с проблемами негативного восприятия их имиджа у отечественного потребителя, что выражается в сомнениях относительно их качества, надежности и безопасности. Этот стереотип, укоренившийся с момента первых поставок китайских автомобилей в Россию, остается одним из главных барьеров для полноценного завоевания доверия и увеличения доли китайских автопроизводителей на рынке.
Китайский автопром впервые появился на российском рынке в начале 2000-х годов. Его представителями стали следующие бренды: Great Wall, CHERY, FAW, Hafei, BYD, LIFAN и другие. Самой популярной моделью стала печально известная CHERY Amulet, которая, в свою очередь, в точности повторяла европейский Seat Toledo. Автомобиль был с конструктивными просчетами, низким качеством сборки, слабой по качеству отделкой, а кузов не отличался стойкостью к коррозии. К тому же автомобиль не отвечал требованиям безопасности. Так в 2007 году на испытания отечественного краш-теста Авторевю, CHERY Amulet чудом набрал 1,7 балла из 5 возможных, показав наихудший результат в сравнении с европейскими и отечественными конкурентами. Итогом данного испытания стала деформация кузова, кое-как сваренного из некачественного металла, разлетевшаяся на куски дверь, сложенный в гармошку порог и сокращенный на полметра дверной проем. Подобные неудачи китайских брендов оставили глубокий след в сознании российских потребителей. В условиях суровой конкуренции с авторитетными брендами из Европы, Японии и Южной Кореи, китайские автомобили выглядели непривлекательно, что и породило устойчивый стереотип об их низком качестве и ненадежности. Первые поставки автомобилей из поднебесной столкнулись с серьезными проблемами в части продаж: многие автомобилисты просто боялись потратить деньги на автомобиль со скромным по отношению к конкурентам ресурсом.
За последние 10-15 лет индустрия претерпела значительные изменения. Китайские автомобильные концерны не просто заимствуют или копируют успешный опыт европейских коллег по цеху. Они стали переманивать лучших из лучших в свои компании. Так, занимающая второе место по объемам производства в Китае, компания FAW заручилась помощью зарубежных специалистов. К команде концерна присоединился Джайлс Тейлор, бывший шеф-дизайнер Rolls-Royce. В FAW предложили Тейлору занять две должности — глобальный вице-президент и главный креативный директор. Эти должности подразумевают разработку фирменного стиля автомобилей, а также контроль внедрения «международной философии дизайна» в продукты производителя. За 2021 год продажи бренда составили три с половиной миллиона автомобилей, а выручка превысила 700 миллиардов юаней (почти девять триллионов рублей). Автоконцерн Chery, в свою очередь, начал нанимать дизайнеров из-за рубежа еще в начале 2010 года. В 2013 году дизайнерский центр автоконцерна возглавил бывший дизайнер Porsche AG Хакан Саракоглу. Его привлекли к работе, для переосмысления концепции машин, производимых CHERY, и для выхода производимой продукции на новый уровень. Позже, в 2018 году, в компанию пришел бывший дизайнер BMW и Mazda Кевин Райс. На его плечи возложили ответственность за выход бренда на европейский рынок, что у него получилось, ведь в 2021 году мировые продажи CHERY Co., Ltd достигли 962 тысяч автомобилей, что на 230 тысяч больше показателей 2020 года. Вложения в технологии и дизайн, разработку новых моделей и повышение качества производственных процессов и управления позволили китайским компаниям выйти на новый уровень.
Главным драйвером роста китайского автопрома стали электрокары и гибридные автомобили. К примеру, китайский BYD Song Plus стал самым продаваемым электромобилем в мире за 2022 год (782 000 автомобилей), обогнав американскую Tesla Model Y (771 000 автомобилей). Немаловажным является то, что в Китае очень развита государственные программы поддержки автомобильной отрасли, в том числе и льготы на производство электрокаров: послабления в части налогообложения, субсидии и тд. Кроме того, Китай стал абсолютным лидером в производстве комплектующих для электромобилей (77% от объема мирового производства). А за немыслимыми темпами развития стоит неумолимый рост экспорта: 5 миллионов автомобилей за 2023 год. Сегодня такие марки, как HAVAL, CHANGAN, GEELY и CHERY, уже способны предложить автомобили, которые ничуть не уступают конкурентам из Европы и Азии по множеству параметрам. По статистическим данным российского автомобильного рынка, за 8 месяцев 2024 года в России продана 591 тысяча новых легковых машин китайских брендов. Для сравнения, за весь предыдущий год было продано 553 тысячи автомобилей китайских производителей. В целом на долю компаний из КНР приходится свыше 60% продаж на российском авторынке. В январе 2022 года было всего 10%.
Одним из ключевых направлений стало внедрение современных технологий безопасности и комфорта. Многие китайские автомобили оснащены современными системами помощи водителю, инновационными решениями в области электроники, а также двигателями, разработанными с учетом строгих экологических норм. Благодаря этому китайские марки все чаще рассматриваются не как бюджетные альтернативы, а как полноценные конкуренты с достойным соотношением цена-качество.
Стратегия по улучшению имиджа китайских автомобилей
Китайские производители активно работают над улучшением своего имиджа на автомобильном рынке, предпринимая ряд шагов для того, чтобы укрепить свои позиции и завоевать доверие потребителей. Для решения задач по улучшению имиджа китайских автомобилей, а также для повышения эффективности продвижения, необходимо:
- Размещение информации среди продуктового контента не только о характеристиках продаваемых автомобилей, но и о сервисном обслуживании. Это необходимая услуга, в котором нуждается каждый владелец. От лица представительства важно сообщить о качестве и выгоде услуг, предоставляемых официальными дилерами, в противном случае подобные услуги предложат независимые компании, которые ведут активную коммуникацию с целевой аудиторией. Особый акцент обычно делается на преимуществах обслуживания для сохранения гарантии;
- Уделять внимание выгодным условиям покупки – кредитные условия, сдача автомобиля в Trade-in, прямые скидки, последующие привилегии при своевременном обслуживании автомобиля и т.д. Это неотъемлемая часть продажи автомобиля, ввиду высокой стоимости. Зачастую, когда стоимость является основным критерием, именно скидка по Trade-in и условия по кредиту склоняют чашу весов в сторону покупки определённого автомобиля. Также клиента всегда интересует дальнейшая жизнь с автомобилей: легкость и доступность обслуживания, исполнение гарантийных обязательств, наличие запасных частей и расходных материалов, своевременность отзывных кампаний и т.д.
- Выбирать площадки для публикации необходимой информации с учётом специфики аудитории сообщества и её соответствия целевой аудитории бренда. Здесь как раз видна связь с наличием специфических сообществ в социальных медиа, которые могут содержать активную аудиторию. Важно учитывать, что это может быть специфическая аудитория, которая воспримет рекламу негативно.
- Обеспечить все информационные площадки данными о безопасности транспортных средств. В связи с тем, что неверная эксплуатация автомобилей может навредить здоровью потребителя, делается акцент на том, что способно доказать надёжность и защиту здоровья автолюбителей: результаты краштестов, качество материалов и т.д. Помимо безопасности самого автомобиля важен и памятка о соблюдении правил безопасности в автомобиле и на дорогах общего пользования. К примеру, VOLVO, как создатель трехточечного ремня безопасности в 1959 году, по сей день акцентирует внимание на безопасности своих автомобилей, что вызывает доверие и лояльность у клиентов.
На репутацию автомобильных брендов существенно влияет на потребительское поведение. Благодаря тому, что владение тем или иным автомобилем, а также сам факт наличия автомобиля в собственности, является показателем благополучия человека, многим недостаточно приобрести просто удобное транспортное средство. Дорогой автомобиль привлекает внимание, а определённые бренды и модели имеют свой собственный образ в сознании людей. Таким образом, факт владения конкретным автомобилем зачастую диктует ряд стереотипов в восприятии его владельца.
Анализ намерений потребителей китайских автомобилей особенно важен, так как он позволяет прогнозировать их поведение в будущем. Это, в свою очередь, помогает разрабатывать эффективные стратегии для удержания клиентов и повышения уровня их лояльности. Представленность автомобильных брендов имеет ряд специфических особенностей, среди которых: насыщенность рынка, высокая цена, долгий срок эксплуатации, развитость вторичного рынка, необходимость в обслуживании автомобиля и имиджевая составляющая. Сама автомобильная сфера представлена многообразием тематических сообществ и групп с разным типом контента и назначением – от познавательного и развлекательного, до групп по ремонту и сообществ брендов. С учётом специфики автомобильной сферы бренды дополняют своё присутствие организацией сервисных мероприятий, участием в благотворительных проектах, а также контентом в соцсетях: постами об обслуживании и о гарантийных обязательствах, пресс-релизами о выходе новых моделей, новостями о достижениях бренда. Все эти методы важны для формирования и дальнейшего поддержания позитивного имиджа и потребительской лояльности.
References
1. АВТОСТАТ, аналитическое агентство, официальный сайт. Более четверти россиян не хотят покупать китайские автомобили [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/infographics/58567/ (дата обращения 02.10.24).2. РБК, официальный сайт. Россияне продолжат массово пересаживаться в иномарки [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/19/03/2008/5703cbb19a79470eaf769c42 (дата обращения 01.10.24).
3. CHERY, официальный сайт. CHERY получил 5 звезд в рейтинге безопасности ANCAP [Электронный ресурс] https://www.chery.ru/chery/about/news/707/ (дата обращения 29.09.24)
4. АВТОСТАТ, аналитическое агентство, официальный сайт. Владельцы «китайцев» рассказали о готовности пересесть на другие автомобили [Электронный ресурс]. https://www.autostat.ru/infographics/58521/ (дата обращения 24.09.24).
5. AUTONEWS, официальный сайт. 6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности [Электронный ресурс]. https://www.autonews.ru/news/65b4ed929a7947c98d042304?ysclid=m27vcofqyr400418484 (дата обращения 23.09.24).