Abstract: The article examines the main conceptual metaphors for describing emotional states based on the analysis of the answers of respondents of youth. The main concepts of emotions are highlighted. Gender features of using the concepts of emotions in speech are revealed. The reasons for the unconscious choice of conceptual metaphors by male and female youth to describe emotional states are analyzed.
Keywords: conceptual metaphor, concept, youth, adolescence, gender, emotions, emotional states.
Эмоции включены во все психические процессы человека и влияют на все аспекты жизни, поскольку эмоциональными переживаниями сопровождается повседневная активность человека.
Эмоциями принято называть «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [4].
Говоря об эмоциях, К. Изард отмечает, что это «сложный феномен, который активизирует нейронные, когнитивные и моторные процессы», поэтому «комплексное определение феномена эмоции должно включать в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты [6, с. 23-30].
Эмоциональные состояния представляют собой целый класс эмоциональных явлений и изучаются на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Таким образом, эмоциональные состояния – это «переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека, состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения, а также относительно устойчивые переживания» [19, c. 651].
Исследователь истории эмоций Я. Плампер, проанализировав работы ученых в области изучения эмоций за последние сто лет, выявил противостояние между социальными конструктивистами и универсалистами относительно природы эмоций. В результате этого противостояния перед психологами возник новый вопрос: являются ли эмоции, в том числе и их гендерные проявления, культурно специфичными или же эмоции одинаковы во всех культурах и во все времена, а гендерные различия являются лишь «продуктом воспитания» [17].
В представлениях К. Латц, «эмоциональный опыт является не докультурным, а, прежде всего, культурным» [Цит. по 17, с. 162].
В этой связи интерес представляет теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и
М. Джонсона. По мнению исследователей, «концептуальная метафора не только воспроизводит фрагменты общественного опыта данной культурной общности – она в значительной мере формирует этот опыт». Исследователи считают, что «новая метафора становится частью понятийной системы, служащей основанием нашей действительности, она изменяет эту систему, а также порождаемые ею представления и действия» [13, c. 143].
В своей работе, посвященной концептуальной метафоре, Е.О. Опарина замечает, что концептуализации подвергаются «непредметные сущности»: обозначения эмоций, мыслей, видов деятельности, свойственных человеку [15, c. 69].
В работе Дж. Лакоффа и М. Джонсона выделены несколько видов концептуальной метафоры, основными из которых являются структурные, ориентационные и онтологические [13].
Структурной метафора является, если «одно понятие структурно метафорически упорядочивается в терминах другого; концептуализирует отдельные области, путем переноса на них структурной организации других областей (жизнь – это путешествие)» [Там же, с. 74-103].
Ориентационная метафора «отражает организацию целой системы понятий по образцу некоторой другой системы; большинство понятий подобного рода связано с пространственной ориентацией, с базовыми пространственными оппозициями «верх-низ», «внутри-снаружи», «правый-левый» и т.п. (радость, здоровье, успех – верх, грусть, болезнь, неудача – низ)» [Там же, с 35-45].
Онтологическая метафора «передает осмысление опыта в терминах объектов, веществ и субстанций, что позволяет вычленять некоторые части опыта и трактовать их как дискретные сущности или вещества некоторого единого типа (психика – это хрупкий предмет)» [Там же, с. 49-60].
Таким образом, изучение эмоциональных состояний через концептуальную метафору может предоставить новый материал для исследования эмоционально-чувственной сферы личности.
При изучении эмоциональной сферы юношества многие исследователи отмечают появляющиеся в этот период значительные гендерные различия, которые проявляются при выражении эмоциональных состояний.
Особенности юношеского возраста обнаружены в проявлении базовых эмоций в работах
М.С. Пономаревой и В.А. Чикера. У девушек, к примеру, более выражена склонность к проявлению гнева, печали и страху [16; 21].
Половые различия обнаруживаются и в выраженности эмоциональных свойств личности в исследованиях П.А. Ковалева, Н. А. Герасимовой, Е.П. Ильина и В.Г. Пинигина, И.В. Борисовой и В.И. Бирякиной. У девушек отмечается повышенная вспыльчивость в конфликтных ситуациях, более выраженная эмоциональная возбудимость, интенсивность, длительность сохранения эмоций и эмоциональная устойчивость, более высокий уровень враждебности, высокая тревожность, в то время как у юношей более выражена склонность к агрессивности [2; 3; 7; 9].
Исследования эмоционального интеллекта, проведенные И.Н. Андреевой и С.И. Хонским, выявили, что девушки обладают значительно более развитой способностью к пониманию, распознаванию эмоций других людей и эмпатии [1; 20].
В работах С.И. Хонского, Ю.А. Кочетовой и М.В. Климаковой установлено, что юноши лучше управляют своими эмоциями, в то время как девушки лучше управляют чужими [11; 20].
По мнению Ю.А. Кочетовой и М.В. Климаковой, юношам удается управлять своими эмоциями за счет высокой эмоциональной лабильности, девушкам мешает в этом процессе эмоциональная ригидность и застревание на определенной эмоции [11].
У девушек способность к пониманию эмоций положительно коррелирует с такими чертами характера, как позитивная экспрессивность, внимание к эмоциям, принятие решений на основе эмоций, сопереживание радости, поэтому С.И. Хонский полагает, что эта способность у девушек является системообразующей для эмоционального интеллекта [20].
У юношей отмечается способность лучше контролировать эмоции по сравнению с девушками, поскольку девушки тяжелей переживают гормональную перестройку, с которой они сталкиваются еще в подростковом возрасте [Там же].
Различными также являются и источники эмоций, как показывают исследования В.А. Чикера, В.П. Плотникова. У юношей эмоционально значимыми являются отношения в учебной группе, к своему самочувствию, к семье, в то время как девушек источником эмоций является учебный процесс [18; 20].
М.А. Кузнецов при исследовании эмоциональных переживаний мужчин и женщин выявил, что у мужчин «давние и ранние автобиографические воспоминания менее эмоционально насыщены, чем женские». При этом наибольшее число воспоминаний мужчин связаны с дружеским общением и работой, а для женщин – с общением с родственниками и воспоминаниями о любви [12].
Л.В. Колпакова в своем исследовании гендерной специфики эмоциональной сферы личности в языке отмечает, что гендерные отличия в эмоциональной сфере личности «отражаются в коммуникации, манифестируются в языке» при употреблении эмоционально окрашенной лексики [10].
В своих исследованиях Е.С. Иванова обнаружила, что к юношескому возрасту у девушек изменения в вербализации эмоций происходят с равномерной динамикой, в то время как «в мужской выборке в 16–17 лет наблюдается резкий скачок», который она объясняет развитием абстрактно-логического мышления в юношеском возрасте [5].
Таким образом, мы считаем возможным исследовать гендерные особенности использования концептуальной метафоры для описания эмоциональных состояний в юношеском возрасте, поскольку многими исследователями обнаружены гендерные различия в эмоциональной сфере юношей и девушек.
Гипотеза нашего исследования: существуют гендерные особенности использования концептуальной метафоры для описания эмоциональных состояний в юношеском возрасте.
Объектом нашего исследования являются эмоциональные состояния.
Предметом исследования выступают гендерные особенности использования концептуальной метафоры для описания эмоциональных состояний в юношеском возрасте.
Методика и программа исследования
Всего в исследовании приняли участие 88 респондентов (63 девушки и 25 юноши). В выборку вошли юноши и девушки возрастом от 17 до 19 лет, студенты второго и третьего курсов отделений музыки и изобразительного искусства колледжа Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского.
Для нашего исследования мы разработали анкету с открытыми вопросами на выявление концептуальных метафор для обозначения эмоциональных состояний. В анкете предлагалось пять вопросов относительно десяти базовых эмоций, выделенных К. Изардом (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина [6]): что напоминает эта эмоция, на что она похожа, где она может находиться, как она действует, что происходит, когда она проявляется.
При составлении вопросов мы попытались максимально избегать выражений, концептуализирущих эмоции, для того чтобы дать возможность нашим респондентам подобрать свои метафоры.
В качестве методологической основы исследования нами была использована теория
Дж. Лакоффа и М. Джонсона, в которой выделены такие основные виды концептуальных метафор как структурные, ориентационные и онтологические, а также теория дифференциальных эмоций
К. Изарда [6; 13].
Для выявления особенностей проявления эмоциональных состояний на этой же выборке было проведено исследование эмоционального интеллекта с помощью теста оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла [8, с. 633-634].
Для сопоставления полученных данных юношей и девушек по частоте встречаемости используемых концептуальных метафор мы применили φ — критерий углового преобразования Фишера. Также для корреляционного анализа полученных результатов по методике Н. Холла был применен t-критерий Стьюдента.
Обсуждение результатов
В результате контент-анализа ответов респондентов на вопросы анкеты было выявлено 179 различных концептуальных метафор, среди которых 66 вариантов структурных метафор, 90 онтологических и 23 пространственных.
Юноши чаще прибегают к структурной метафоре (92%), чем девушки (83%), при этом словарный запас при использовании структурных метафор у девушек в два раза больше, чем у юношей. Девушки используют в среднем 2,4 выражения для обозначения эмоциональных состояний, юноши – 1,56 (таблица 1).
Таблица 1
Частота использования концептуальных метафор
Вид метафоры | Общий показатель | Девушки | Юноши | |
Структурные | % от общего количества | 88% | 83% | 92% |
Среднее кол-во выражений | 1,98 | 2,4 | 1.56 | |
Ориентационные | % от общего количества | 70% | 70% | 70% |
Среднее кол-во выражений | 1,3 | 1,3 | 1,2 | |
Онтологические | % от общего количества | 89% | 98% | 80% |
Среднее кол-во выражений | 2,9 | 2.6 | 2.12 |
Девушки чаще используют онтологические метафоры (98%), чем юноши (80%), при этом разнообразие используемых выражений находится примерно на одном уровне: 2,9 выражений у девушек, 2,6 выражений у юношей.
Частота использования пространственных метафор одинакова как у юношей, так и у девушек (70%) с частотой использования 1,3 выражения в среднем у девушек и 1,2 выражения у юношей.
Таким образом, юношам проще выделить общую структуру для метафорического переноса, а девушкам — определенный признак знакомого предмета или явления и перенести его на такое понятие, как эмоция.
В процессе анализа обнаруженных нами в ответах респондентов структурных концептуальных метафор мы объединили семантически близкие понятия в концепты (таблица 2).
Таблица 2
Наиболее часто употребляемые концепты для обозначения эмоций
Выделенные концепты | Все респон денты | Девушки | Юноши |
ВРАГ (захватывает, пленит, поглощает, заставляет, принуждает, давит, сковывает, угнетает, убивает, мучает, перекрывает, подавляет, наталкивает, подкрадывается, провоцирует, одолевает, наступает) | 28% | 43% | 12% |
НАСИЛИЕ(принуждает, заставляет, подавляет) | 21% | 30% | 12% |
ОПАСНЫЙ ХИЩНИК (поглощает, подкрадывается) | 3% | 5% | 0% |
ДРУГ(дает, дарит, придает, поучает, развивает, порождает, питает, ведет) | 13% | 18% | 8% |
ДАРИТЕЛЬ (дает, дарит, придает) | 5% | 10% | 0% |
УЧИТЕЛЬ (поучает, развивает) | 5% | 5% | 4% |
ПОМОЩНИК (помогает, способствует) | 3% | 5% | 0% |
РОДИТЕЛЬ (порождает, питает, ведет) | 1% | 1% | 0% |
ЯВЛЕНИЕ (появляется, возникает, проявляется) | 23% | 29% | 16% |
КОММУНИКАЦИЯ (сообщает, передает, говорит) | 9% | 14% | 4% |
НАПОЛНИТЕЛЬ (наполняет, заполняет) | 5% | 5% | 4% |
ЖИДКОСТЬ (накатывает, вскипает, растекается, всплеск) | 4% | 8% | 0% |
Концептом называют «совокупность объектов, имеющих некоторые общие свойства (атрибуты); внутреннюю, психологическую репрезентацию, мысленное представление общих свойств соответствующих объектов» [13, c 186].
Анализ данных показал, что в юношеском возрасте для описания эмоциональных состояний преобладают следующие концепты: «ВРАГ», «НАСИЛИЕ», «ОПАСНЫЙ ХИЩНИК», «ДРУГ», «ДАРИТЕЛЬ», «УЧИТЕЛЬ», «ПОМОЩНИК», «РОДИТЕЛЬ», «ЯВЛЕНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «НАПОЛНИТЕЛЬ», «ЖИДКОСТЬ».
Для более точного анализа тенденций использования тех или иных концептуальных метафор в речи мы присоединили выделенные нами концепты «НАСИЛИЕ», «ОПАСНЫЙ ХИЩНИК» к обобщающему концепту «ВРАГ». Концепты «ДАРИТЕЛЬ», «УЧИТЕЛЬ», «ПОМОЩНИК», «РОДИТЕЛЬ» мы объединили в концепт «ДРУГ».
Следует заметить, что некоторые вышеизложенные концепты отражают в большей степени социальную ситуацию подросткового возраста, а не юношеского. В концептах отражаются агрессивные тенденции, взаимодействие со взрослыми, важность общения.
Этот факт можно связать с тем, что в юношеском возрасте психические функции могут развиваться неравномерно, поэтому в эмоционально-чувственной сфере могут наблюдаться подростковые черты.
Статистически значимые различия обнаружены в употреблении выражений из концептов «ВРАГ» (φ эмп = 3,05) и «НАСИЛИЕ» (φ эмп = 1,933) (таблица 3).
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа по критерию Фишера
Концептуальная метафора | Девушки | Юноши | φ =2,61 (p≤0.01);
φ =1,64 ( p≤0.05) |
ВРАГ | 43% | 12% | 3,05 |
НАСИЛИЕ | 19% | 3% | 1.933 |
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ | 27% | 38% | 1,853 |
ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ | 32% | 5% | 2.792 |
АУДИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЕ | 33% | 7% | 2.132 |
Выбор девушками выражений, которые можно отнести к концептам «ВРАГ» и «НАСИЛИЕ», на наш взгляд, обусловлен особенностями протекания эмоциональных состояний у девушек в юношеский период.
В результате анализа данных полученных в результате исследования эмоционального интеллекта нашей выборки с помощью методики Н. Холла было выявлено, что эмоциональный интеллект девушек ниже, чем у юношей за счет низких значений по шкале «управление эмоциями» (t = 3,6 при t=2,63 для p≤0.01) (таблица 4).
Таблица 4
Показатели по шкале «управление своими эмоциями (методика «Эмоционального интеллекта Холла»)
Шкала | Пол | Уровни парциального эмоционального интеллекта | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Управление своими эмоциями | девушки | 86% | 16% | 0% |
юноши | 60% | 32% | 8% |
Чувственная сфера у женщин более развита по сравнению с мужчинами. Женщины более эмоциональны, что часто мешает им реализовываться в социальной сфере. Излишние эмоции могут стать препятствием на пути к карьерному росту в бизнесе, управленческой сфере, политике, поэтому неуправляемые эмоции действительно могут восприниматься в качестве врага, против которого женщина бессильна, что бессознательно отражается в речи.
Среди онтологических концептуальных метафор были выделены следующие концепты: «ПЕРСОНА», «ЖИВОТНОЕ», «АУДИАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ», «ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ», «ЕДА», «ПРЕДМЕТ», «ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ», «ВНЕЗАПНОЕ ЯВЛЕНИЕ», «ЭНЕРГИЯ», «СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ» (таблица 5).
В выборе онтологических концептуальных метафор обращает на себя внимание гендерное разделение. Респонденты выбирают для описания эмоциональных состояний эмоционально притягательный объект, который можно рассматривать как типичный для своего пола. Девушки концептуализируют эмоции предметами обихода, предметами культуры, сказочными персонажами, аудиальными проявлениями, в то время как юноши — животными, едой, энергией, персонами.
Таблица 5
Частота употребления девушками и юношами онтологических концептуальных метафор для обозначения эмоциональных состояний
Варианты онтологических концептуальных метафор | Общий показа
тель |
Деву
шки |
Юно
ши |
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (ребенок, старик, человек и др.) | 38% | 27% | 48% |
ЖИВОТНОЕ (животное, кошка, птица и др.) | 37% | 32% | 42% |
АУДИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЕ (крик, плач, смех) | 33% | 21% | 7% |
«ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ» (гроза, извержение вулкана) | 32% | 51% | 28% |
ЕДА (пища, названия продуктов питания) | 33% | 27% | 38% |
ПРЕДМЕТ (названия предметов обихода и др.) | 31% | 42% | 21% |
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (книга, фильм, картина и др.) | 28% | 36% | 21% |
ВНЕЗАПНОЕ ЯВЛЕНИЕ (вспышка, всплеск и др.) | 26% | 24% | 28% |
ЭНЕРГИЯ (энергия) | 13% | 10% | 16% |
СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ (волшебник, фея, персонажи детских сказок и др.) | 4% | 7% | 0% |
В результате корреляционного анализа статистически значимой является персонификация у юношей (φ эмп = 1,853) (таблица 3).
Метафоризация с помощью персонификации помогает юношам переводить абстрактное явление не просто в осязаемый объект, а в субъект, с которым возможно взаимодействие.
Природные явления (φэмп = 2,79) и аудиальная сторона эмоциональных состояний (плач, крик, смех) на уровне значений φэмп = 2,132 выявлены у девушек (таблица 3).
Бессознательный выбор выражений, которые входят в данные концепты, можно объяснить большей наблюдательностью, присущей женщинам, и способностью замечать различные особенности явлений окружающей действительности. Чувствительность к аудиальным проявлениям эмоций (плачу, смеху, крику), на наш взгляд, восходит к материнской функции женщины.
При анализе ориентационных концептуальных метафор было установлено, что метафорически эмоциональные состояния респонденты могут «размещать» ВНУТРИ и СНАРУЖИ тела (таблица 6).
Таблица 6
Частота употребления девушками и юношами ориентационных концептуальных метафор для обозначения эмоциональных состояний
Варианты ориентационных концептуальных метафор | Общий показатель | Девушки
|
Юноши
|
ВНУТРИ | |||
В конкретной части тела | 44% | 47% | 36% |
В мыслях, воспоминаниях | 9% | 7% | 12% |
В подсознании | 8% | 15% | 0% |
СНАРУЖИ | |||
В близких, человеке, отношениях | 30% | 32% | 29% |
Везде | 27% | 44% | 29% |
В жизни, самореализации, работе, учебе | 21% | 17% | 25% |
Вокруг | 19% | 25% | 13% |
В событии, ситуации | 15% | 25% | 4% |
Информационный источник, книги | 7% | 10% | 4% |
Размещая эмоции во внутреннем пространстве, девушки выбирают чаще конкретную часть тела, а также подсознание, в то время как юноши – мысли и воспоминания, что соответствует чувственной, интуитивной природе женщины и склонности к когнитивному осмыслению явлений действительности мужчин.
Для юношей «вместилищем» эмоций являются самореализация, учеба и работа, что можно объяснить значимостью для юношей всего, что связано с самореализацией, стремлением к достижению целей.
Также наблюдаются различия «снаружи», в которых можно заметить гендерные особенности. Для девушек эмоционально значимы отношения, близкие люди, события, информационные источники, а также встречаются обозначения месторасположения с помощью выражений «вокруг» и «везде». Можно сказать, что для девушек имеет эмоциональное значение внутренняя организация пространства, коммуникация и отношения.
Выводы
В процессе исследования выяснилось, что для анализа данных целесообразно объединение концептуальных метафор в семантически близкие концепты. Таим образом, нам удалось выделить основные концепты, используемые для описания эмоциональных состояний в юношеском возрасте.
В структурных метафорах выделены концепты «ВРАГ», «НАСИЛИЕ», «ОПАСНЫЙ ХИЩНИК», «ДРУГ», «ДАРИТЕЛЬ», «УЧИТЕЛЬ», «ПОМОЩНИК», «РОДИТЕЛЬ», «ЯВЛЕНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «НАПОЛНИТЕЛЬ», «ЖИДКОСТЬ».
Через онтологическую метафору проявляются концепты «ПЕРСОНА», «ЖИВОТНОЕ», «АУДИАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ», «ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ», «ЕДА», «ПРЕДМЕТ», «ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ», «ВНЕЗАПНОЕ ЯВЛЕНИЕ», «ЭНЕРГИЯ», «СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ».
С помощью пространственных метафор эмоции «располагаются» «ВНУТРИ» и «СНАРУЖИ» тела.
Мы установили, что в бессознательном выборе выражений для описания эмоциональных состояний действительно существуют гендерные различия.
Юноши чаще прибегают к структурной метафоре, девушки – к онтологической, что может свидетельствовать о лучшей способности юношей осмысливать явления окружающей действительности через взаимодействие элементов в рамках структуры и о способности девушек чаще переносить признак предмета на незнакомый объект для его восприятия.
При этом разнообразие оборотов речи и словарный запас для описания эмоций больше у девушек, особенно в случае со структурной метафорой. У юношей наблюдается тенденция к увеличению словарного запаса в употреблении онтологических метафор. Большой разницы в употреблении пространственных метафор мы не обнаружили.
Такое различие мы объясняем тем, что когнитивные механизмы концептуализации могут отличаться от образования синонимов, за счет которых чаще всего у девушек и наблюдается увеличение словарного запаса. Синонимы в данном случае, на наш взгляд, могут свидетельствовать о разной интенсивности эмоциональных состояний.
Девушки часто концептуализируют эмоциональные состояния понятиями «ВРАГ» и «НАСИЛИЕ», что на лингвистическом уровне отражает неумение девушками контролировать эмоции, что подтверждает выводы других исследователей [20]. Неумение контролировать эмоции мешает женщинам в социальной жизни, поэтому на подсознательном уровне воспринимается как объект, действующий враждебно.
Концепты, с помощью которых юноши и девушки описывают эмоциональные состояния, отражают культурный и социальный опыт. В выборе онтологических и пространственных метафор можно заметить выделение гендерных стереотипов, которые отражают полоролевые различия.
Для девушек эмоционально значимы предметы обихода, предметы культуры, отношения между людьми, близкие, события, информационные источники, что отражает социальную роль женщины, как хранительницы домашнего очага, способность организовывать пространство и поддерживать отношения.
Способность «разместить эмоцию» в теле отражает эмоциональную чувствительность, а «помещение эмоции» в подсознание, скорее всего, свидетельствует о развитой интуиции у женщин, которая также находит эмоциональный отклик.
Статистически значимая взаимосвязь между концептуализацией эмоциональных состояний аудиальными проявлениями, на наш взгляд, свидетельствует о том, что воспринимать звуковые сопровождения эмоций является для девушек биологическим свойством, связанным с материнством.
Концептуализацию природными явлениями можно объяснить свойственной женщинам большей наблюдательностью.
Выбор выражений «вокруг» и «везде» для обозначения месторасположения эмоций может говорить о смутном понимании природы эмоциональных состояний, которые возникают в период юношеского возраста, поскольку в жизни появляется много новых сфер деятельности, новые отношения, новые эстетические переживания, которые еще слабо дифференцированы.
Концептуализация эмоциональных состояний сказочными персонажами, на наш взгляд, может говорить о сохранившейся инфантильности у некоторых девушек.
Выбор юношами выражений, связанных с животными, едой, энергией, персонами, самореализацией, учебой, работой, мыслями и воспоминаниями также отражает особенности социальной жизни мужчины. Для юношей важным является стремление к успеху, достижение целей в какой-либо области.
Отнесение эмоций к когнитивной сфере не обязательно свидетельствует о «нечувствительности», но может говорить о том, что для мужчины мыслительная деятельность действительно является важным компонентом самореализации и деятельности вообще.
Концептуализация эмоций персонами и животными отражает стремление молодых людей к попытке превратить непонятное явление в осязаемый субъект, с которым можно взаимодействовать.
На бессознательный выбор концептуальной метафоры могут также оказывать влияние особенности развития эмоционально-чувственной сферы в юношеском возрасте. Поскольку в этот период эмоциональная сфера развивается неравномерно, наблюдается нестабильность, можно утверждать, что у юношей и девушек в этой области сохраняются подростковые черты, которые также находят отражение в бессознательном выборе концептуальных метафор. Преобладание агрессивных тенденций, тревожность, страхи могут отражаться бессознательно через концепты «НАСИЛИЕ», «ОПАСНЫЙ ХИЩНИК». Юноши и девушки еще нуждаются в поддержке взрослых людей, несмотря на уже появившееся чувство взрослости, эта тенденция может отражаться через концепты «УЧИТЕЛЬ», «ПОМОЩНИК», «РОДИТЕЛЬ», важность общения через концепт «КОММУНИКАЦИЯ».
Поскольку в бессознательном выборе концептуальной метафоры юношами и девушками для описания эмоциональных состояний отражается культурный и социальный опыт, через который они приходят к пониманию значения эмоций в жизни человека, усваивают способы взаимодействия с такими абстрактными для них объектами, как эмоции, которые не являются осязаемыми, а также особенности развития эмоциональной сферы в юношеский период, можно сказать, что изучение эмоциональной сферы человека через концептуальную метафору и выделение концептов может стать перспективным направлением и обогатить науку новыми знаниями в этой области.
Результаты нашего исследования могут быть полезны психологам для работы с нарушениями в эмоционально-чувственной сфере, исследователям, которые занимаются проблемой гендерных различий, педагогам, работающим с лицами юношеского возраста, а также широкому кругу читателей.
References
1. Андреева И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282–285.2. Борисова И.В., Бирякина В.И. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек // КПЖ, 2016. №1 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-agressivnosti-yunoshey-i-devushek (дата обращения: 18.03.2021).
3. Герасимова Н.А. Ценностные ориентации личности в период ранней взрослости // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1998. – С. 90-91.
4. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 490 с.
5. Иванова Е.С. Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей // Образование и наука. 2013. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalizatsiya-emotsiy-i-opoznanie-litsevoy-ekspressii-v-strukture-obscheniya-podrostkov-i-yunoshey (дата обращения: 22.03.2021).
6. Изард К.Э. Психологи я эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
7. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. – Вып. 5. – С. 102-110.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 752 с.
9. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореферат дисс. …канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1996. 22 с.
10. Колпакова Л.В. Проявление гендерной специфики эмоциональной сферы личности в языке // Вестник ТГПУ. 2018. №6 (195). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-gendernoy-spetsifiki-emotsionalnoy-sfery-lichnosti-v-yazyke (дата обращения: 18.03.2021).
11. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. № 4(9). С. 65 – 74. doi:10.17759/psyedu.2017090407 (дата обращения: 18.03.2021).
12. Кузнецов М.А. Гендерные особенности эмоциональной и автобиографической памяти / М. А. Кузнецов // Право і Безпека. – 2015. – № 1. – С. 102 – 108. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Pib_2015_1_20.
13. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
14. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
15. Опарина Е.О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия. М., 1988. – С. 65-77.
16. Пономарева М.С. Возрастно-половые особенности эмоциональности школьников 9-17 лет и ее восприятие учителями / М.С. Пономарева / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2005. – 21 с.
17. Плампер Я. История эмоций / Я. Плампер; пер. с англ. К. Левинсона. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 568 с.
18. Плотников В.П. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной
деятельности студентов медицинского вуза / В.П. Плотников, Т.С. Миронова,
М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 5. – С. 39 – 40.
19. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: Серия «Психологическая энциклопедия» / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
20. Хонский С.И. Половые различия содержательных и структурных характеристик эмоционального интеллекта в период юности // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология, 2017. – № 3. С. 96–102.
21. Чикер В.А., Стресс и особенности его преодоления российскими подростками. // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции / В.А Чикер, Е.В. Сольц, Н.М. Жезмер, П. Джос – СПб., 1998. – С. 19-20.