Abstract: Every composer-performer tries to convey to the listener the meaning of his work through musical works. However, “meaning” is a multifaceted concept, especially in a musical work, where each sound, combination of notes, transitions of melodies, and many other elements have their own significance and value, and together form a single picture that the author wanted to create, and give the composition artistic meaning. A musical work differs from other types of creativity in that its meaning is always ambiguous and there is an unlimited number of options for its understanding and perception; Each listener discovers something of his own in it, interpreting the music in accordance with his personal thoughts, feelings and beliefs. When studying musical creativity from the point of view of the presence of meaning in it, it is important to understand where the line lies between the textual component and its semantic content. The questions become relevant: what exactly did the composer want to convey to us when creating this composition and how can we understand it? The author performs the piece and wants to adhere to the style traditional for his era, or is he trying to rethink the classics and bring something personal and innovative to the music? In the course of this study, we will find answers to these questions and consider options for their scientific substantiation using information technology.
Keywords: development of art, sonata modeling, I.S. Bach, solo violin, Siciliana, musical work.
В рамках настоящего исследования нами поставлена цель: обосновать, как воспринимается музыкальный текст в произведениях И.С. Баха. Для достижения указанной цели, в первую очередь, необходимо обратить внимание на особенности уклада и тенденций тех времен, когда они создавались. Бах жил в эпоху барокко, что, несомненно, нашло отражение в его композициях. [4, с. 22]
Музыкальный стиль эпохи барокко отличается ритмичностью, четкостью и насыщенной палитрой звуков. Различные исследования неоднократно доказывали, что музыка оказывает огромное влияние на человека: придает сил, энергии, улучшает память, помогает справиться с переживаниями и обеспечивает хорошее настроение.
Музыкальные произведения эпохи барокко красивые и мелодичные, они помогают сконцентрировать внимание на важных деталях, сосредоточиться, повысить качество процесса обучения, а медленные композии положительно влияют на нервную систему, успокаивают, расслабляют и избавляют от накопившегося стресса. Подобный музыкальный фон создает идеальные и благоприятные условия для творчества и учебы, где человек чусвтвует себя в безопасности и максимально сконцентрирован на своих задачах. [1, с. 12]
Здесь важно отметить что мелодии, которые исполняются на струнных инструментах имеют больший “эффект воздействия”, чем мелодии духовых (орган, горн, труба и прочие).
Факт того, что музыкальные произведения барокко позитивно влияют на нервную систему и внутренний мир человека, является неоспоримым. В ходе настоящего исследования частотный анализ поможет нам это доказать. Суть данной методики состоит в том, что нам требуется определить, как часто конкретная буква музыкального алфавита появляется в произведении.
Основоположниками музыкального алфавита считаются древние греки (III век до н.э.), и до X века в нем использовались только греческие и финикийские буквы. Сегодня под данной категорией понимается система букв латинского алфавита, при помощи которых обозначаются звуки, имеющие различную высоту.
И.С. Бах в своем произведении «Сицилиана» использует девять нот и следующие буквенные знаки: b, c, d, es, f, g, a (Си-бемоль мажор); e, fis (соль-минор). Наиболее часто в композиции встречаются ноты «ре» и «си бемоль» — это обусловлено, в первую очередь, тем что они составляют тоническое трезвучие, где нота «ре» – доминирует, а «си бемоль» – является тоникой. Также можно отметить, что Бах часто использует ноты «соль», «до», «ми бемоль» и «фа». Своей гармоничсностью и сбалансированностью данное произведение обязано имеенно частому применению назнаных нот.
Данному музыкальному произведению присущи следующие характерные черты: симметрия, четкая форма, наличие правильных пропорций. Нота «до» во второй октаве является наивысшей точкой. Если поверх графического изображения провести черту, можно заметить что получившая «горка» имеет довольно ровные очертания. Такая картина складывается за счет особенностей, присущих большинству музыкальных творений Баха: глубокое содержание произведения, его стройная форма, понятное для восприятия развитие сюжета и общая целостность композиции. [7, с. 168]
Слушателям также легко усваивать рассматриваемое произведение великого композитора за счет его сбалансированности, гармоничности и как бы присутствия в нем «святости». И.С. Бах жил во времена когда христианская религия занимала одно из центральных мест в государстве и обществе. Бог и церковь присутствовали в жизни каждого человека, и духовные мотивы так или иначе присутствовали во всех видах искусства, в том числе и в музыке, поэтому произведения маэстро имеют такое чистое и светлое звучание.
Исполняя произведения Баха, музыканту не нужно выдумывать новые трактовки и способы игры, достаточно придерживаться классического стиля барокко и вникнуть в «смысл» заложенный автором и только тогда он сможет передать суть произведения своим слушателям.
По результатам частотного анализа «Сицилианы» И. С. Баха обобщим основные положения: [2, с. 195]
1) своей гармоничностью и сбалансированностью данное произведение обязано именно частому применению названных нот.
2) глубокое содержание произведения, его стройная форма, понятное для восприятия развитие сюжета и общая целостность композиции.
3) из анализа графиков частоты использования нот видно, что рассматриваемое музыкальное произведение обладает чертами, присущими творчеству Баха и стилю эпохи барокко.
Получить полноценное представление о музыкальном произведении невозможно без одной из его важнейших без составляющих – синтаксиса.
В рамках настоящего исследования мы провели общий синтаксический анализ структуры «Сицилианы» И.С. Баха, при этом интервалы, а не мотивные элементы расценивались как единица музыкальной структуры композиции. Произведение подразделялось на несколько голосов; далее проводился их анализ и анализ их сочетания и взаимодействия друг с другом. Обобщим результаты полученные на основе визуальных данных: [6, с. 9]
1) каждый голос имеет уникальность, самостоятельность и самодостаточность, при этом они равноправны и располагаются в зоне биссектрисы;
2) пространство, которое они занимают, довольно незначительное в объеме всего произведения, однако отмечается их плотная фактура и четкая концентрация;
3) наблюдается независимое развитие голосов, а также из взаимодействие друг с другом в точках пересечения.
Таким образом, предположение о том, что в «Сицилиане» присутствуют два голоса, имеющие разнозначное звучанию и объем нашло свое подтверждение.
Каждый из голосов имеет свою ценную роль в произведении, и для их оценки, понимания и толкования необходимо обратиться к семантике.
С древнегреческого языка термин «семантика» дословно переводится как «обозначение». Сегодня мы понимаем под данной категорией одно из направлений лингвистики, которое определяет в чем заключается смысл единиц языка и рассматривает, как музыкальные знаки относятся к обозначаемому.
Общепринятый основной вид музыкальных знаков – это совокупность звуков или ноты, которые составляют текст музыкального произведения. Однако нельзя однозначно утверждать, что ноты – это единственный музыкальный язык, при помощи которого слушатель «читает» музыкальное произведение и понимает его смысл. В этом и заключается суть и роль семантики: ноты или знаки являются только инструментом создания музыкального языка, а найти его можно исключительно внутри композиции.
Опираясь на данные графика, мы теоретически подразделили произведение на три этапа и предположили, что развитие верхнего голоса происходит в самом начале (отмечен на графике знаком «синий ромб»), затем в середине развивается нижний голос (отмечен на графике знаком «красный ромб»), и на заключительном этапе музыкальная ткань переживает процесс уплотнения и голоса сливаются. [8, с. 12]
Значения голосов невелики по объему и расположены очень близко друг к другу, то есть это не самостоятельные мелодии, а гармоничное и сбалансированное сочетание звуков, на основе которого выстраивается структура всей музыкальной композиции. Таким образом, главная задача музыканта заключается в том, чтобы выделить отдельные голоса из общей совокупности звуков и осознать смысловой аспект произведения. Задача является довольно сложной, поскольку мелодическая линия не имеет здесь яркого выражения.
Таким образом, семантический анализ также подтвердил предположение о том, что в «Сицилиане» присутствуют два голоса, имеющие разнозначное звучанию и объем.
Верхний голос (отмечен на графике знаком «синяя точка»), проходит развитие на первом этапе и основная музыкальная нагрузка произведения заключена именно в нем. На графике видно, что верхний голов представляет собой законченное изображение, он симметричный и имеет правильную форму. Второй голос только зарождается на данном этапе и занимает место дополняющего элемента, который создает общую сбалансированность композиции. На графике второй голос представлен в виде красных точек.
На втором этапе нижний голос начинает занимать ведущие позиции и активно развиваться. По сравнению с верхним голосом его границе не такие четкие, но все же он имеет форму законченного рисунка и его музыкальная масса такая же плотная. Здесь происходит смена ролей и теперь верхний голос отодвигается на задние позиции, приостанавливается в развитии и становится дополняющим элементом.
Далее голоса сливаются в единую симфонию звука, причем не теряя своей индивидуальности и начинается третий этап произведения. Графическое изображение четко отражает факт, что голоса являются равноправными. Сектор звучания каждого голоса заполняется не полностью. Голоса пересекаются только в небольшой области, и основная их масса остается самостоятельной. [3, с. 142]
Таким образом, проведенный анализ доказал предложенную нами форму толкования рассматриваемого произведения Баха. Мышление автора и художественный смысл произведения, заложенный им при создании, был осознан и интерпретирован при помощи таких факторов, как: целостность композиции, ее завершенность и специфическая логика.
Приведем обобщенный вывод по результатам данного этапа исследования:
Композитор через свое музыкальное произведение пытался донести до слушателя мысль о важности диалога между простыми смертными и высшими божественными силами, в чем и заключается его смысл и логика. Важно отметить что тема, общения и взаимодействия человека и Бога актуальна и в наши дни.
Каждый из слышимых голосов имеет свою ценность, индивидуальность и самостоятельность, однако при этом в итоге они сливаются друг с другом в едином звучании, не перебивая, а наоборот дополняя друг друга, в чем заключается целостность произведения. [5, с. 60]
Завершенность произведения заключается в том, что по окончании звучания у слушателя не остается вопросов, и памяти формируется устойчивый образ композиции.
Мы полагаем, что цель научной статьи была достигнута: данное нами толкование музыкального текста получило научное обоснование. Кроме того, выявлено, что в основе предложенной трактовки заложены характерные черты присущие музыке эпохи барокко, а также особенности уклада и тенденций тех времен, когда создавалось музыкальное произведение.
References
1. Алиева, З. Э. Особенности исполнения сонат для скрипки соло И. Хандошкина / З. Э. Алиева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2021. – № 12. – С. 6-14.2. Алиева, З. Э. Скрипичные штрихи как средство артикуляции в Сонатах и Партитах И.С. Баха для скрипки соло / З. Э. Алиева // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5, № 1. – С. 193-196.
3. Алиева, З. Э. Стилистические и жанровые особенности исполнения сонат и партит И.С. Баха для скрипки соло / З. Э. Алиева // Искусство и образование. – 2021. – № 6(134). – С. 139-144.
4. Есаков, В. В. Сонаты И.С. Баха для Клавира и Виолы Да Гамба: к проблеме инструментального диалога / В. В. Есаков // Искусство и образование. – 2020. – № 6(128). – С. 17-26.
5. Лебедев, Е. С. Образный мир Первой партиты для скрипки соло И.С. Баха и проблемы его звукового воплощения / Е. С. Лебедев // Наука и мир. – 2018. – № 5-3(57). – С. 59-60.
6. Нестеров, С. И. В диалоге с Бахом: барочная эмблематика в сонатах для скрипки соло XX века / С. И. Нестеров // Музыка и время. – 2018. – № 9. – С. 7-11.
7. Нестеров, С. И. Цикл сонат Эжена Изаи для скрипки соло / С. И. Нестеров // Научная мысль Кавказа. – 2009. – № 2(58). – С. 165-170
8. Сидорова, М. А. Соната № 1 для скрипки соло И.Е. Хандошкина: специфика жанра / М. А. Сидорова, О. В. Морозова // Вестник Магнитогорской консерватории. – 2020. – № 3. – С. 4-18.