Principles and techniques for editing news agency materials

UDC 070
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Principles and techniques for editing news agency materials

Принципы и приемы редактирования материалов информационных агентств

Kharchenko Anastasia Yurievna,
Gundarin Mikhail Vyacheslavovich
1. Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State Social University"
2. Candidate of Philosophy, Associate Professor, Russian State Social University


Харченко Анастасия Юрьевна,
Гундарин Михаил Вячеславович
1. магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
2. кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: Работа информационных агентств России связана с необходимостью формирования информационной повестки. Для этого производится отбор и редактирование новостных материалов, которые поступают в распоряжение редакторов. Прежде всего, информационные агентства обращают внимание на крупные и значимые события, выступления должностных лиц, криминал, громкие судебные дела и «интересную» информацию иного рода. Также в процессе написания статьи установлено, что к сообщениям лент новостей информационных агентств предъявляются четыре основных требования: скорость, полнота, сбалансированность и точность информации. Материалы информационных агентств характеризуются достоверностью, независимостью новостей; сообщения информационных агентств поступают в компактном виде. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления принципов и приемов редактирования материалов информационных агентств.

Abstract: The work of Russian news agencies is connected with the need to form an information agenda. For this purpose, news materials are selected and edited, which are placed at the disposal of editors. First of all, news agencies pay attention to major and significant events, speeches of officials, crime, high-profile court cases and "interesting" information of a different kind. Also, in the process of writing the article, it was found that four main requirements are imposed on the news feeds of news agencies: speed, completeness, balance and accuracy of information. The materials of news agencies are characterized by reliability, independence of news; news agency reports are received in a compact form. In connection with the above, the author of this article has attempted a scientific analysis and critical understanding of the principles and techniques of editing materials of news agencies.
Ключевые слова: СМИ России, информационные агентства, формирование общественного мнения, принципы редактирования материалов, приемы редактирования материалов.

Keywords: Russian media, news agencies, formation of public opinion, principles of editing materials, techniques for editing materials.


Введение. Сегодня, когда в мире распространяется большое количество информации и трудно определить ее достоверность, важную роль играют информационные агентства. Именно на плечи журналистов крупных ИА, таких как ТАСС, «Россия сегодня» и «Интерфакс», ложится груз ответственности за предоставляемые общественности новости. В условиях информационной войны, распространения в социальных сетях фейковой информации и развития технологий для возможности подмены фактов информационным агентствам важно придерживаться принятых стандартов к новостям, не допускать ошибок, оперативно их устранять или объяснять, постоянно актуализировать принципы написания и редактирования материалов с учетом запросов общественности и изменений в повестке дня.

Целью исследования в настоящей статье является выявление принципов и приемов редактирования материалов современных информационных агентств России. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

— охарактеризовать специфику работы информационных агентств;

— исследовать требования, предъявляемые к сообщениям лент новостей информационных агентств;

— охарактеризовать требования к материалам информационных агентств;

— исследовать типологию ошибок в материалах и принципы их устранения;

— подвести общие итоги исследования.

В процессе написания статьи автором применялись следующие методы научного исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, логический метод, методы смежных дисциплин – журналистики, public relations, социологии.

Критерии, предъявляемые к новостям информационных агентств. Для информационных агентств характерно наличие специфических особенностей работы, отличающих их от других средств массовой информации. Именно эти особенности определяют форму и содержание транслируемых материалов. [7, с. 743]

Для того чтобы информация попала в ленту новостей, она должна быть проверена на соответствие определённым критериям: быть интересна широкой аудитории; являться новостью, контент которой чётко сформулирован и подтверждён фактами. Исследователи выделяют следующие разновидности социальной значимости новостей: события с участием большого количества людей; выступления должностных лиц и ньюйсмейкеров, представителей власти и партий; публичные заявления и изменения на рынках; громкие судебные дела и криминал; новые тенденции в обществе, а также срочные новости. [3, с. 26]

«Хорошая» новость, как считают в «Интерфаксе», это комплекс творческих усилий, целью которых является поиск эксклюзивной, интересной информации, и строгое соблюдение технологий информационного формирования информационного пространства: «информационное агентство предлагает новости, способствующие клиенту в принятии собственного решения. Следует делать всё, чтобы исключить появление в медиапростанстве искажённой, неполной, неоперативной информации».

Таким образом, работа журналиста – это постоянный поиск новых подходов к освещаемым новостям. Работники информационных агентств должны задаваться вопросом: «Что мы упустили в раскрываемой теме, какой следующий шаг необходимо сделать для того, чтобы новость была ещё интереснее?». [9, с. 10]

У информационных агентств сегодня уже выработан свой стиль подачи информации с лаконичностью, точностью и краткостью. За что такой стиль и получил название «телеграфный». Между тем стоит отметить, что новость должна быть не только чётко выраженной, интересной, но и понятной читателю.

Последнее определение очень важно. Интересная новость, поданная полно и точно, может быть неверно истолкована. Исходя из этого, она будет бесполезна для читателя и даже вредна. Поэтому журналист, прежде чем подать информацию в ленту новостей, должен сам хорошо в ней разобраться. [4, с. 12]

Другой важной характеристикой новости является её значимость, интересность. Заинтересовать читателя может только та новость, которая несёт в себе новые факты, описывает яркие, значимые события, объясняет, как эти события могут повлиять на общество.

Если есть такая возможность, журналист должен придать новости «человечность», то есть включить в неё интересные цитаты, апеллировать к чувствам, давать информацию для сравнения, анализа, оценки события.

Нельзя допустить, чтобы новость информационного агентства содержала только то, что и так всем понятно. Она не может быть написана в стиле бюрократического документа или напоминать сухой пресс-релиз. Представим себе то, что несколько информационных агентств получили одинаковую информацию. В этом случае выиграет в конкурентной борьбе тот, кто найдёт в новости интересный поворот событий, новые факты или нестандартные комментарии.

Структура новости, принципы внесения правок. Редакционная правка новостных сообщений, подаваемых журналистами информационных агентств, должна быть минимальной. Для решения данной задачи в таких агентствах имеются собственные стандарты к материалам, требования которых должны выполнять все, кто работает над новостной лентой. Исследователь О. Лащук, среди основных требований выделил принципы одного новостного факта, перевёрнутой пирамиды и наличие ссылок на источники. [8, с. 265]

Но сегодня журналистами чаще всего допускаются механические ошибки в видео опечаток, а также фактические ошибки. Согласно проведенному автором анализу, за октябрь 2023 года на общей ленте новостей ТАСС, «Россия сегодня» и «Интерфакс» (ленте, закрытой для читателя и доступной только сотрудникам других СМИ) допущено порядка 30 опечаток и недочетов. За сентябрь – 56, а за август – 47. Точно сказать, почему журналист допускает ошибки, сложно. Как правило, за смену редактор прочитывает огромное количество текста и в силу человеческого фактора и, как говорят сами работники, «замыленного глаза» может допустить опечатку.

Таблица 1

Примеры ошибок и их устранение на ленте новостей информационных агентств

Ошибка в новостном материале Вид ошибки Внесение правок
Заголовок сообщения «Интерфакса» от 15.11.2023 14:55. «Смольный хочет сохранит темпы по благоустройству общественных пространств». Допущен пропуск буквы в слове заголовка. Правильный вариант: «хочет сохранить». Правка в заголовок новости внесена спустя 28 минут с текстом: «Смольный хочет сохранить темпы по благоустройству общественных пространств

(исправлена опечатка в заголовке)».

Заголовок и лид сообщения РИА Новости от 09.11.2023 22:26. «ЖД оператор в Финляндии прекратит продажу мороженного, связанного с Nestle

ХЕЛЬСИНКИ, 9 ноя — РИА Новости. Финский государственный железнодорожный оператор VR прекратит продажу мороженного, производство которого связано с компанией Nestle, сообщает в четверг общественная телерадиовещательная корпорация Yle.

Допущена грамматическая ошибка в слове «мороженое», которое автор употребил дважды – в заголовке и лиде. Правка в заголовок и лид новости внесена спустя два минуты с текстом: «ЖД оператор в Финляндии прекратит продажу мороженого, связанного с Nestle

Исправлены опечатки в заголовке и лиде

ХЕЛЬСИНКИ, 9 ноя — РИА Новости. Финский государственный железнодорожный оператор VR прекратит продажу мороженого, производство которого связано с компанией Nestle, сообщает в четверг общественная телерадиовещательная корпорация Yle.

Срочная новость (молния) РИА Новости от 20.09.2023 11:26. «ВОРОБЬЕВ: СЕГОДНЯ НАЧНЕТСЯ ЗАМЕНА РАЗБИТЫХ ОКОН В ПОСТРАДАВШЕМ ОТ ВЗРЫВА ГАЗА ДОМЕ В БАЛАШИХЕ». Фактическая ошибка. Замену окон власти начинали не в пострадавшем от взрыва доме, а в соседнем здании, так же оказавшемся в зоне происшествия. Правка в молнию внесена спустя три минуты с текстом: «ИСПРАВЛЕНО – ВОРОБЬЕВ: СЕГОДНЯ НАЧНЕТСЯ ЗАМЕНА РАЗБИТЫХ ОКОН В ДОМЕ В БАЛАШИХЕ, НАХОДЯЩЕМСЯ ПО СОСЕДСТВУ».
Заголовок сообщения «Интерфакса» от 16.10.2023 09:58. «Работа иллюстратора Ермолаева покажут в Русском музее». Опечатка допущена в первом слове заголовка. Правильный вариант: «работы». Правки в заголовок новости внесены спустя две минуты с текстом: «Работы иллюстратора Ермолаева покажут в Русском музее

(исправлена опечатка в заголовке)».

Проанализировав частые ошибки информационных агентств, можно сделать вывод, что чаще всего правки в материалы вносятся оперативно, не допуская их распространения дальше. Следует отметить и то, что опечатки не критичны и журналисты других СМИ, беря в работу материал, способны заметить недочеты сами. Однако присутствуют и критичные фактические ошибки, когда информация подается неточно, с неверными данными.

Заключение и выводы. Материалы информационных агентств характеризуются некоторыми важными для потребителя моментами: [2, с. 503]

  1. Сообщения достоверны. Если встречаются ложные сообщения, они быстро корректируются. Редко, но бывает так, что агентства несколько раз оперативно уточняют поданную с ошибками информацию, ссылаясь на новые источники или уточняя цитирование. Газеты делают так только в исключительных случаях.
  2. Независимость новостей. Главное отличие материалов информационных агентств от других СМИ – это отсутствие собственной оценки события. Кроме этого, информагентства независимы от партии власти или других политических структур. На их позицию не влияют экономические рычаги. Принцип разделения новости и собственного мнения журналисты агентств демонстрируют в каждом своём материале.
  3. Сообщения информационных агентств поступают в компактном виде. Они рассортированы по темам, примерно соответствующим разделам других средств массовой информации. Редактору информагентства не нужно много времени тратить на поиск сообщения, необходимого для включения в определённую новостную линию.

Новости, транслируемые информационными агентствами, обычно поступают в печать сразу же, после происшествия, уже в готовом виде. Внести правки в них технически возможно, однако их недопущение – один из главных принципов работы в современных условиях.

References

1. Иванова, Д. В. Особенности формирования профессиональной деятельности журналиста информационного агентства / Д. В. Иванова // Актуальные вопросы науки. – 2019. – № 52. – С. 23-25.
2. Кириллова, Е. Д. Динамика тематических областей концептуализации топонимов в информационных статьях агентства Reuters / Е. Д. Кириллова // Когнитивные исследования языка. – 2022. – № 4(51). – С. 500-504.
3. Коробов, А. А. Информационные агентства как проводники государственной информационной политики (на примере ТАСС) и МИА "Россия сегодня") / А. А. Коробов, А. А. Рябов // Вестник Поволжского института управления. – 2020. – Т. 20, № 3. – С. 24-31.
4. Кульчицкая, Д. Ю. Компьютерные алгоритмы в работе российских информационных агентств (на примере ИА "Интерфакс" и "ТАСС") / Д. Ю. Кульчицкая, Т. И. Фролова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2020. – № 1. – С. 3-19.
5. Курманина, Т. С. Особенности региональной повесткив федеральном информационном агентстве(на примере информационного агентства «Интерфакс») / Т. С. Курманина // Наука и школа. – 2020. – № 1. – С. 20-28.
6. Подлинова, А. Д. Специфика внередакционной работы в ежедневной газете и информационном агентстве / А. Д. Подлинова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 3. – С. 105-119.
7. Стогова, Е. С. Жанровое разнообразие текстов современных информационных агентств / Е. С. Стогова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 740-744.
8. Стогова, Е. С. Информационные агентства в современной системе СМИ / Е. С. Стогова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2020. – № 3(66). – С. 262-268.
9. Чирах, В. Стратегия коммерческого нейтрализма в публикациях информационного агентства "Рейтер" / В. Чирах // Современный дискурс-анализ. – 2018. – № 2(19). – С. 8-11.