Роль народных традиций и народного творчества в сохранении этнической идентичности среди населения сельских территорий

UDC 316.4
Publication date: 22.11.2016
International Journal of Professional Science № 4-2016

Роль народных традиций и народного творчества в сохранении этнической идентичности среди населения сельских территорий

The role of folk traditions and folk art in the preservation of ethnic identity among the population in rural areas

Захарова С.Г., Ивлева И.А.
1. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2. педагог дополнительного образования первой квалификационной категории  Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Воротынского муниципального района Нижегородской области

S. G. Zaharova, I.A. Ivleva
1. Ph.D., Associate Professor of Management and Public Administration Nizhny Novgorod state University named after N.I. Lobachevsky
Nizhny Novgorod, Russia
2. teacher of the first qualificational category in municipal budgetary institution of additional education children's creativity house Vorotynsky municipal district of Nizhny Novgorod region, Russia
Аннотация: В статье проведена связь народных традиций и народного творчества с развитием территорий, рассмотрены вопросы влияния народных традиций на формирование ценностей общества, представлены социологические исследования оценки различных видов идентичности среди населения сельских территорий.

Abstract: In the article we examine the relationship of folk traditions and folklore with the development of the territories. The issues of the influence of national traditions on the formation of values ​​of the society are researched, presented case studies evaluating different types of identity among the population in rural areas are presented.
Ключевые слова: этническая идентичность, народное творчество, качество жизни населения, развитие сельских территорий

Keywords: ethnic identity, national creativity, quality of life, development of rural areas


Народные традиции представляют собой важнейший фактор развития сельских территорий. Устойчивый рост качества жизни населения формируется на основе выстраивания эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, основанных на интеграции интересов, целей и ценностей всех субъектов социально-экономических отношений [1]. Осознание этнической идентичности населения территории муниципального района с общими моральными, этическими, социальными, материальными и другими ценностями социокультурного общества позволяет реально влиять на качество его жизни. Рассматривая этнос как естественно сложившийся коллектив людей со своими стереотипами поведения, особенностями культуры, своеобразными элементами народного творчества, восприятием традиций [2], становится понятным актуальность и глубина затронутого вопроса для развития общества и в целом территории.

Эффективное управление территорией, направленное на сохранение этнической идентичности позволяет получать наибольший экономический эффект, связанный с использованием человеческих ресурсов, и, следовательно, добиваться более высокого уровня и качества жизни населения [3]. Народные традиции и народное творчество оказывают организующее действие, обеспечивают особую психологическую среду, создают творческую атмосферу и благоприятный климат для самореализации личности, тем самым обеспечивая индивидуализацию этнического сообщества. Следовательно, сильная этническая идентичность территории, в основе которой лежат эффективные управленческие решения по привлечению социокультурных традиций и народного творчества, можно рассматривать как конкурентные преимущества одной территории по сравнению с другой. Таким образом, одним из факторов, обеспечивающим устойчивое развитие территории и получение дополнительных конкурентных преимуществ, является высокий уровень этнической идентичности территории. Высокий потенциал русской народной крестьянской культуры, как основы формирования этнической идентичности личности молодежи, позволяет сохранить уверенность в прогрессивном развитии нашей страны. Идентичность (англ. Identity) будем понимать как свойство психики человека выражать то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств [8].

Российская (гражданская) идентичность человека – это имеющее для него значимый смысл, свободное отождествление им себя с народом России, как его великой Родины. Формирование патриотизма в рамках российской идентичности строится на воспитании целостного принятия и понимания исторических событий, ощущение и осознание причастности прошлому, настоящему и будущему России, со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами, проектами и ошибками [4]. Особая роль в развитии территории отводится этнической идентичности, которая проявляется не столько в усвоении культурных образцов, сколько в формировании самосознания, позволяющего человеку понимать самого себя, осознавать ценности на которых строится его жизнь и ценности, чуждые родному сообществу. Такое ценностное самосознание определяет сущность духовного развития человека, содержание народного этноса его малой Родины, принятие и отторжение отдельных элементов поведения не свойственные данному сообществу. В связи с этим, особо остро встает задача формирования российской и этнической идентичности у школьников, объявленная стратегической в новых образовательных стандартах. Она предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, любви к народным традициям, народному творчеству, культуре, языку и т.д. Формируя историческое и политическое сознание, необходимо рассматривать, в том числе, диалог консервативного, либерального и социал-демократического мировоззрений, которые являются неотъемлемой частью русской культуры.

Изучение народного опыта воспитания, как социально-исторического феномена, входило в круг научных интересов педагогов всех этапов исторического развития. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Высоко оценивая воспитательный потенциал народной педагогики, он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, потому отводил народному воспитанию особую роль, «ибо оно является живым образцом в процессе народного развития» [5]. Именно в небольших сообществах, где люди особенно близки друг другу, зарождается та «скрытая теплота патриотизма», о которой писал Л.Н. Толстой и которая наилучшим образом выражает переживание человеком гражданской идентичности. То есть российская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, этнической, идентичности с территориальным сообществом [6].

По мнению исследователей, добиться высокого уровня этнической идентичности возможно, если:

обосновано становление механизмов этнической идентификации в — процессе этноноправленной социализации личности;

раскрыт педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры в контексте этнопедагогики, устанавливающий сущность этнонаправленных процессов воспитания, обучения и развития;

выявлены сущностно — содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре с позиций аксиологии, культурологии, антропологии, онтологии;

определены педагогические условия и основные направления педагогической работы по формированию этнической идентичности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры [7].

Этническая идентичность стала не только самой распространенной среди наиболее значимых идентичностей, но и ощущение связи с ней стало наиболее высоким. В таблице 1 использованы данные, полученные в результате социологического исследования «20 лет реформ глазами россиян», осуществленного при под­держке Фонда Эберта, в 58 поселениях России [9]. Опрошено 1750 респондентов от 18 лет и старше. Более позднее исследование проведено авторами в 2016 году среди молодежи Нижегородской области.

Таблица 1- Оценка идентификации населения, проживающего на сельских территориях России

Вид идентичности

Идентификационный признак

2004

2011

2016*

Российская

Идентифицируют себя с гражданами России

78,0 %

95,0 %

82,0 %

Локальная

Идентифицируют себя с людьми тех же взглядов

91,5 %

85,0 %

72,0 %

Профессиональная

Идентифицируют себя с людьми той же профессии

99,0 %

81,0 %

68,0 %

Национальная

Идентифицируют себя с людьми той же национальности

89,0 %

90,0 %

72,0 %

Этническая

Идентифицируют себя с людьми своей малой Родины

82,0 %

89,0 %

69,0 %

Семейная

Идентифицируют себя с взглядами и ценностями членов своей семьи

91,3 %

*Исследование авторов

Из таблицы 1 видно, как распределялись мнения по этому вопросу с 2004 года [9]. В исследование 2004 и2011 гг не включены семейные связи, которые, по мнению многих исследователе, бывают самыми сильными. Если в 2004 г. идентификация со страной, хоть и не столь значительно, но все же очевидно уступала идентификации людей по профессии, общности по взглядам на жизнь и по национальности, то в 2011 г., по результатам проведенного исследования, российская идентичность первенствовала. Интерес вызывает сравнение российской идентичности с этнической, национальной, локальной, профессиональной, поскольку она отражает процессы интеграции в стране. Заметим, что половина опрошенных респондентов ощущают сильную связь и со своим народом (в этнокультурном значении), и с российским сообществом. Локальная идентичность, которая, судя по опросам, оказалась практически столь же распространенной и сильной, свидетельствуют о высокой интегрированности населения страны при достаточно высокой социальной дифференцированности и политической разобщенности общества. Исследование показало, что есть особые ценности и потребности людей, которые становятся цементирующими в обществе, а понятие Родина является ценностным понятием для большинства людей. Представление о Родине, по мнению Дробижевой Л.М., составляет тот компонент идентичности, который именуется патриотизмом. «Что для Вас значит быть патриотом России?» — спрашивали в ходе опросов респондентов. Во всех поколениях мы получили согласованные ответы: «Любить свою страну — 95–99%, стремиться улучшить жизнь в стране — 92–97%, гордиться своей страной — 91–97%» [9].

Таким образом, воздействие этнической идентичности, отражающей любовь к народному творчеству, почитание народных обычаев и традиций, на развитие территорий, огромно, а раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-ценностной среды, есть условие социального развития населения. Народные традиции представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие и индивидуализацию этнического общества, обеспечивают особую психологический климат территории. Воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего своего народа, можно достичь высокого уровня этнической идентичности, которая выступает важнейшим средством социально-экономического развития территории, обеспечивая ценностную удовлетворенность жизни людей.

References

1. Захарова С.Г., Рогова Г.И. Жизненные ценности молодежи в оценке компонентов качества жизни населения сельских муниципальных районов /Агропродовольственная экономика. 2016. №2 (54). С. 6-11
2. http://www.osu.ru/sites/niisu/docs/etnopanorama_2011_3-4.pdf
3. Захарова С.Г., Банин М.А. Конкурентные преимущества как внутренние ресурсы муниципального района /Современная конкуренция.2015. Т.9. №6 (54). С. 116-128
4. Школьная идентичность ребенка как условие формирования его российской идентичности http://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?p=128
5. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-124982
6. http://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?p=128
7. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskij-potencial-russkoj-narodnoj-krestjanskoj-kultury-kak-osnova.html
8. http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2014/2014-02-19-ros_identichnost.pdf
9. Дробижева Л.М. Российская идентичность и межэтнические отношения: 20 лет спустя/ Научно-публицистический журнал. Этнопанорама. №3-4 (29). 2011. С. 6-10.