Abstract: In general, if we consider the work of the media on the topic of disability and their quality of life, it can be noted that the actual content of publications does not create a positive image of a person with a disability in society, since modern journalists do not have this message and use outdated terms and rhetoric. As a result, the vast majority of prepared materials carry the same informational defects and hinder a more complete social integration of people with disabilities. This trend is ensured by a number of factors present in the mass media today. Let's look at the Arkhangelsk region in examples and figures.
Keywords: disabled person, social integration, media, image.
Введение: По результатам анализа, проведенного с помощью инструментов «Медиалогии», общее количество обращений граждан в СМИ Самарской области, 2020 года по 2022 год включительно увеличилось с 5902 до 6520, но при этом количество оригинальных сообщений уменьшилось, так как доля перепечаток увеличилась с 17% до 28%.
Объектом исследования являются регуляторы поведения человека в социуме, предметом выступает система социального кредита как инструмент воздействия на поведение человека.
Задачами исследования являются:
- Исследование влияния системы создании положительного образа;
- Оценка эффективный инструмент в создании положительного образа.
Можно сделать вывод, что активное взаимодействие со средствами массовой информации может стать одним из наиболее эффективных рычагов формирования позитивного имиджа и репутации компании, персоны, идеи или даже отдельного события. Тем более, что положительная оценка вашей компании в СМИ воспринимается аудиторией как независимое мнение третьей стороны в пользу компании.
Методы научного исследования: наблюдение, собеседование, зачетные задания.
Из 20 выбранных для анализа публикаций за 2022 год, содержащих значимое освещение темы инвалидности и указанных «Медиалогией» как «топовые», 12 – перепечатаны из официальных источников. Скорее всего, это связано с фактическим сокращением печатных СМИ и растущим числом электронных, а также с сокращениями штата пишущих сотрудников.
В сравнении с 2020 годом к концу 2022-го общее число сообщений в газетах сократилось на 247, от информагентств – на 121 сообщение. Электронные СМИ за этот период «выросли» на 985 сообщений, то есть на 30%.
Кроме того, основная масса сообщений – в жанре новостей (около 70%), что обусловлено тенденциями ускоряющегося современного информационного мира: тексты сокращаются, заголовки носят чисто информационный характер, материалы укомплектовываются инфографикой, фотографиями, видео. Аналитические материалы занимают долю примерно в 20%, но они менее заметны и не попадают в списки «топовых» материалов. Читатель все чаще предпочитает короткие текстовые сообщения, изображения, видео, и часто довольствуется лишь посещением новостных лент в своих социальных сетях.
Подобный подход приводит к тому, что в СМИ все реже попадают личные истории людей, жизненные позитивные и вдохновляющие примеры, и все чаще информационное поле предоставлено негативной остросоциальной повестке, описывающей проблемы и «болезни» общества: медицина, ЖКХ, благоустройство, доступная среда, транспорт, культура и искусство и пр. Таким образом, тема инвалидности в рассмотренных материалах представлена большей частью как нечто вторичное, и это еще один из серьезных факторов, препятствующих созданию и продвижению позитивного образа человека с инвалидностью.
При этом, учитывая возросшую за последние несколько лет активность общественных объединений и организаций в Самарской области, а также прогрессивную региональную государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить перевес эмоционально положительных материалов в 2022 году: из 20 анализируемых материалов 13 имеют позитивную эмоциональную окраску, нейтральную – 1, негативную – 6.
Инфоповоды для сообщений в СМИ в подавляющем большинстве носят событийный характер, то есть являются очевидными, 17 из 20. Креативные, то есть созданные искусственно, чаще всего связаны с активностью общественников, людей с инвалидностью.
Существует два основных пика упоминаемости темы в СМИ: в апреле-мае, накануне празднования Дня победы, и традиционно в декабре, в «декаду инвалидов». В последние три года эта тенденция просматривается также уверенно, например, в апреле и декабре 2022 года сообщений примерно в два раза больше, чем среднемесячное значение по году (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика количества сообщений СМИ Самарской области по теме инвалидности по месяцам за период 2020-2022 гг.
(цифрами отмечены данные за 2022 г.)
Результаты исследования: Наиболее активные СМИ можно определить по МедиаИндексу «Медиалогии». В Самарской области наивысший МедиаИндекс имеет новостной агрегатор «ИА Двина-Информ», причем оставляя далеко позади ближайших конкурентов.
«ИА Двина-Информ» также лидирует и по количеству заметных сообщений, связанных с темой инвалидности: 218 сообщений в 2022 году, 204 — в 2021-м, 315 – в 2020-м. Но при этом, например, информационное агентство ГТРК Самара выдает 4,6% сообщений об инвалидах в своем общем количестве, а остальные заметные СМИ, в том числе и «ИА Двина-Информ» – лишь 2,4% в среднем. Такой перевес ГТРК Самара можно объяснить высокой компетенцией и мотивацией основного автора материалов на тему инвалидности – главного редактора. Он сам находится в сложной жизненной ситуации – имеет инвалидность, передвигается в коляске и с помощью трости. В остальных анализируемых материалах мотивация авторов связана лишь с профессиональным интересом, когда журналист традиционно «ведет» эту тему, или она вовсе отсутствует.
В обществе существует мнение, что рассматриваемая тема — «женская», и это связано с общественным стереотипом – «женщины больше способны на сострадание и жалость», что, в свою очередь, связано с другим стереотипом – «инвалиды требуют жалости и сострадания». Но на самом деле в журналистской среде перевес не так уж и велик. Гендерный баланс среди авторов выглядит так: 62% авторов – женщины, 38% — мужчины. При этом мужчины-авторы «активнее»: 57% материалов опубликованы авторами-женщинами, 43% — авторами-мужчинами. Это объясняется профессиональной журналистской способностью погружаться в любую изучаемую тему одинаково эффективно как для мужчин, так и для женщин.
Территориальное информационное развитие в целом отражает и медийная активность по региону. Основная доля сообщений и положительная динамика приходятся на региональный центр – Самара, где работают основные крупные СМИ, и где наиболее развит информационный обмен благодаря лучшему развитию цифровых технологий. Остальные муниципальные образования «пришли» к концу 2022 года с отрицательной динамикой по количеству сообщений по теме инвалидности. Это можно объяснить ухудшением положения районных СМИ: сокращением финансирования, а следовательно штата пишущих авторов, снижением печатных тиражей и недостаточным освоением интернеттехнологий. Мало районных газет имеют полноценный сайт, где регулярно публикуются материалы, слабо развиты или отсутствуют официальные страницы в социальных сетях. В результате этого в информационном пространстве преобладают темы муниципального и реже регионального значения. Значимые события федерального уровня по теме людей с инвалидностью в СМИ региона практически не имеют отражения.
Заключение:
В результате, активно развиваемая и поддерживаемая государством информационная политика в отношении людей с инвалидностью приносит свои положительные плоды. На уровне регионального центра и нескольких небольших городов средства массовой информации, как эффективный механизм социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, вполне существует.
Повестка, как федеральная, так и региональная, достаточно быстро может быть доставлена до читателя, то есть до общества в целом. И положительный образ человека с инвалидностью в обществе может успешно создаваться. Но есть барьеры, которые средствам массовой информации необходимо преодолеть, тем самым повысить свою профессиональную компетентность и компетентность своего издания.
Например, в СМИ используется устаревшая терминология и риторика в отношении людей с инвалидностью и их сфер жизнедеятельности. В современном мировом сообществе существует более прогрессивный и корректный взгляд на людей с ограниченными возможностями здоровья как на равных во всем граждан, где есть главенство права и равные условия для всех.
Соответственно, необходимо смягчение и устранение негативной стигматизации в определениях, в образе человека с инвалидностью: «инвалид-колясочник», «детиаутисты», «больные люди» и т.п. И даже в этой ситуации сами инвалиды определяют СМИ как наиболее эффективный инструмент в изменении общественных норм и негативных стереотипов в отношении социально незащищенных слоев населения.
References
1.Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие / С.Г. Машкова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ 2022. - 101 с.2. Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика. М.: Академический Проект, Культура, 2023. - 496 с.
3. Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М.: Академический Проект, 2022. - 416 с.
4. Медийный сегмент Интернета: новое осмысление / под ред.М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 348 с.
5. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. - М.: Факультет журналистики. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2022. - 87 с.
6. Феофанов, О. Реклама: Новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2023. - 238 с.
7. Фёдоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. - М.: МОО "Информация для всех", 2022. - 182 с.