Media as an effective tool in creating a positive image

UDC 070
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

Media as an effective tool in creating a positive image

СМИ как эффективный инструмент в создании положительного образа

Antonyan Gayane Artavazdovna
Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education RSSU "Russian State Social University"

Антонян Гаянэ Артаваздовна,
магистрант, ФГБОУ ВО РГСУ «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: В целом, если рассматривать работу средств массовой информации о гражданах и их качестве жизни, можно отметить, что реальное содержание публикаций формирует в обществе положительный образ. Как следствие, подавляющее большинство подготовленных материалов несут те же информационные пороки и препятствуют более полноценной социальной интеграции человека. Эту тенденцию обеспечивает ряд факторов, присутствующих в масс-медиа сегодня. Рассмотрим Самарскую область в примерах и цифрах.

Abstract: In general, if we consider the work of the media on the topic of disability and their quality of life, it can be noted that the actual content of publications does not create a positive image of a person with a disability in society, since modern journalists do not have this message and use outdated terms and rhetoric. As a result, the vast majority of prepared materials carry the same informational defects and hinder a more complete social integration of people with disabilities. This trend is ensured by a number of factors present in the mass media today. Let's look at the Arkhangelsk region in examples and figures.
Ключевые слова: социальная интеграция, СМИ, образ.

Keywords: disabled person, social integration, media, image.


Введение: По результатам анализа, проведенного с помощью инструментов «Медиалогии», общее количество обращений граждан в СМИ Самарской области,  2020 года по 2022 год включительно увеличилось с 5902 до 6520, но при этом количество оригинальных сообщений уменьшилось, так как доля перепечаток увеличилась с 17% до 28%.

Объектом исследования являются регуляторы поведения человека в социуме, предметом выступает система социального кредита как инструмент воздействия на поведение человека.

Задачами исследования являются:

  • Исследование влияния системы создании положительного образа;
  • Оценка эффективный инструмент в создании положительного образа.

Можно сделать вывод, что активное взаимодействие со средствами массовой информации может стать одним из наиболее эффективных рычагов формирования позитивного имиджа и репутации компании, персоны, идеи или даже отдельного события. Тем более, что положительная оценка вашей компании в СМИ воспринимается аудиторией как независимое мнение третьей стороны в пользу компании.

Методы научного исследования: наблюдение, собеседование, зачетные задания.

Из 20 выбранных для анализа публикаций за 2022 год, содержащих значимое освещение темы инвалидности и указанных «Медиалогией» как «топовые», 12 – перепечатаны из официальных источников. Скорее всего, это связано с фактическим сокращением печатных СМИ и растущим числом электронных, а также с сокращениями штата пишущих сотрудников.

В сравнении с 2020 годом к концу 2022-го общее число сообщений в газетах сократилось на 247, от информагентств – на 121 сообщение. Электронные СМИ за этот период «выросли» на 985 сообщений, то есть на 30%.

Кроме того, основная масса сообщений – в жанре новостей (около 70%), что обусловлено тенденциями ускоряющегося современного информационного мира: тексты сокращаются, заголовки носят чисто информационный характер, материалы укомплектовываются инфографикой, фотографиями, видео. Аналитические материалы занимают долю примерно в 20%, но они менее заметны и не попадают в списки «топовых» материалов. Читатель все чаще предпочитает короткие текстовые  сообщения, изображения, видео, и часто довольствуется лишь посещением новостных лент в своих социальных сетях.

Подобный подход приводит к тому, что в СМИ все реже попадают личные истории людей, жизненные позитивные и вдохновляющие примеры, и все чаще информационное поле предоставлено негативной остросоциальной повестке, описывающей проблемы и «болезни» общества: медицина, ЖКХ, благоустройство, доступная среда, транспорт, культура и искусство и пр. Таким образом, тема инвалидности в рассмотренных материалах представлена большей частью как нечто вторичное, и это еще один из серьезных факторов, препятствующих созданию и продвижению позитивного образа человека с  инвалидностью.

При этом, учитывая возросшую за последние несколько лет активность общественных объединений и организаций в Самарской  области, а также прогрессивную региональную государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить перевес эмоционально положительных материалов в 2022 году: из 20 анализируемых материалов 13 имеют позитивную эмоциональную окраску, нейтральную – 1, негативную – 6.

Инфоповоды для сообщений в СМИ в подавляющем большинстве носят событийный характер, то есть являются очевидными, 17 из 20. Креативные, то есть созданные искусственно, чаще всего связаны с активностью общественников, людей с инвалидностью.

Существует два основных пика упоминаемости темы в СМИ: в апреле-мае, накануне празднования Дня победы, и традиционно в декабре, в «декаду инвалидов». В последние три года эта тенденция просматривается также уверенно, например, в апреле и декабре 2022 года сообщений примерно в два раза больше, чем среднемесячное значение по году (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика количества сообщений СМИ Самарской  области по теме инвалидности по месяцам за период 2020-2022 гг.
(цифрами отмечены данные за 2022 г.)

Результаты исследования: Наиболее активные СМИ можно определить по МедиаИндексу  «Медиалогии». В Самарской  области наивысший МедиаИндекс имеет новостной агрегатор «ИА Двина-Информ», причем оставляя далеко позади ближайших конкурентов.

«ИА Двина-Информ» также лидирует и по количеству заметных сообщений, связанных с темой инвалидности: 218 сообщений в 2022 году, 204 — в 2021-м, 315 – в 2020-м. Но при этом, например, информационное агентство  ГТРК Самара выдает 4,6% сообщений об инвалидах в своем общем количестве, а остальные заметные СМИ, в том числе и   «ИА Двина-Информ»  – лишь 2,4% в среднем. Такой перевес  ГТРК Самара можно объяснить высокой компетенцией и мотивацией основного автора материалов на тему инвалидности – главного редактора. Он сам находится в сложной жизненной ситуации – имеет инвалидность, передвигается в коляске и с помощью трости. В остальных анализируемых материалах мотивация авторов связана лишь с профессиональным интересом, когда журналист традиционно «ведет» эту тему, или она вовсе отсутствует.

В обществе существует мнение, что рассматриваемая тема — «женская», и это связано с общественным стереотипом – «женщины больше способны на сострадание и жалость», что, в свою очередь, связано с другим стереотипом – «инвалиды требуют жалости и сострадания». Но на самом деле в журналистской среде перевес не так уж и велик. Гендерный баланс среди авторов выглядит так: 62% авторов – женщины, 38% — мужчины. При этом мужчины-авторы «активнее»: 57% материалов опубликованы авторами-женщинами, 43% — авторами-мужчинами. Это объясняется профессиональной журналистской способностью погружаться в любую изучаемую тему одинаково эффективно как для мужчин, так и для женщин.

Территориальное информационное развитие в целом отражает и медийная активность по региону. Основная доля сообщений и положительная динамика приходятся на региональный центр – Самара, где работают основные крупные СМИ, и где наиболее развит информационный обмен благодаря лучшему развитию цифровых технологий. Остальные муниципальные образования «пришли» к концу 2022 года с отрицательной динамикой по количеству сообщений по теме инвалидности. Это можно объяснить ухудшением положения районных СМИ: сокращением финансирования, а следовательно штата пишущих авторов, снижением печатных тиражей и недостаточным освоением интернеттехнологий. Мало районных газет имеют полноценный сайт, где регулярно публикуются материалы, слабо развиты или отсутствуют официальные страницы в социальных сетях. В результате этого в информационном пространстве преобладают темы муниципального и реже регионального значения. Значимые события федерального уровня по теме людей с инвалидностью в СМИ региона практически не имеют отражения.

Заключение:

В результате, активно развиваемая и поддерживаемая государством информационная политика в отношении людей с инвалидностью приносит свои положительные плоды. На уровне регионального центра и нескольких небольших городов средства массовой информации, как эффективный механизм социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, вполне существует.

Повестка, как федеральная, так и региональная, достаточно быстро может быть доставлена до читателя, то есть до общества в целом. И положительный образ человека с инвалидностью в обществе может успешно создаваться.  Но есть барьеры, которые средствам массовой информации необходимо преодолеть, тем самым повысить свою профессиональную компетентность и компетентность своего издания.

Например, в СМИ используется устаревшая терминология и риторика в отношении людей с инвалидностью и их сфер жизнедеятельности. В современном мировом сообществе существует более прогрессивный и корректный взгляд на людей с ограниченными возможностями здоровья как на равных во всем граждан, где есть главенство права и равные условия  для всех.

Соответственно, необходимо смягчение и устранение негативной стигматизации в определениях, в образе человека с инвалидностью: «инвалид-колясочник», «детиаутисты», «больные люди» и т.п. И даже в этой ситуации сами инвалиды определяют СМИ как наиболее эффективный инструмент в изменении общественных норм и негативных стереотипов в отношении социально незащищенных слоев населения.

References

1.Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие / С.Г. Машкова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ 2022. - 101 с.
2. Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика. М.: Академический Проект, Культура, 2023. - 496 с.
3. Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М.: Академический Проект, 2022. - 416 с.
4. Медийный сегмент Интернета: новое осмысление / под ред.М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 348 с.
5. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. - М.: Факультет журналистики. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2022. - 87 с.
6. Феофанов, О. Реклама: Новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2023. - 238 с.
7. Фёдоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. - М.: МОО "Информация для всех", 2022. - 182 с.