Abstract: In this scientific work, the author briefly analyzes the dynamics of filling the USRN with current information since the beginning of comprehensive cadastral works (CCW). Statistical indicators and legal regulation of the introduction of this tool into domestic practice are studied, real indicators and results, expert comments are noted. In conclusion of the article, the author notes that in the future, the relevance of the CW will remain at the proper level, will increase and become more widespread in practice. This article is expected to be of interest to theorists and practitioners, researchers, students and teachers, a wide range of readers.
Keywords: Unified State Register of Real Estate, cadastral works, comprehensive cadastral works, information support.
Правовой статус комплексных кадастровых работ (далее – ККР) получил свое законодательное оформление в нормах ст. 42.1 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», фактически данный инструмент был введен в отечественную кадастровую практику в 2017 г., когда необходимость этого стала слишком очевидной и даже критичной. Предполагается, что под данным термином понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, четко определенных законодательно в ч. 1 ст. 42.11 того же документа.
Таким образом, ключевыми характеристиками ККР выступают следующие:
– собственно, комплексный характер, который предполагает параллельную реализацию кадастровых работ по нескольким направлениям;
– одновременность, параллельность выполнения;
– проведение на конкретных, строго определенных территориях – территориях выполнения ККР;
– целевое назначение, в пределах значений, установленных профильным федеральным законом;
– невозможность повторного выполнения ККР на одной и той же территории;
– невозможность проведения ККР в отношении земельных участков на территории, о которой принято решение о ее комплексном развитии;
– иные [2; 5].
В конечном итоге, ожидается, что ККР подразумевают высокую степень точности и эффективности, имеют сложный процессуальный характер, а потому крайне низкий показатель погрешности. По замыслу законодателя, введение в отечественную практику такого инструмента имеет своим назначением оперативное и качественное обновление данных ЕГРН полными, точными сведениями. По расчетам Росреестра, подобная практика позволит к 2030 г. реализовать данную функцию в объеме, не менее 95 %, – именно такой показатель отмечается в профильной государственной программе «Национальная система пространственных данных» – масштабного проекта, направленного на повышение эффективности использования земель, применение комплексного подхода к вопросам территориального планирования и пространственного развития, проектирования и строительства объектов [4].
Проанализируем, на каком этапе сегодня находится внедрение в практику ККР, какие результаты этого процесса уже были достигнуты.
Например, это достаточно четко проявляется на территории Магаданской области. С начала 2024 г., в частности, в пределах региона и за счет, собственно, средств регионального бюджета на основании заключенного госконтракта были проведены ККР в двух кадастровых кварталах областного центра. Фактически были уточнены границы 78 объектов недвижимого имущества, а именно – зданий, сооружений, в т.ч. и объектов незавершенного строительства, земельных участков и т.д. Подобная деятельность проводится также и на Чукотке, где в двух кадастровых кварталах г.о. Анадырь уточнение границ объектов недвижимости до конца 2024 г. планируется в отношении 91 различного объекта. Формально такой процесс также основан на заключенном госконтракте, где подрядчиком, как и в случае выше, выступает филиал ППК «Роскадастр». В свою очередь, региональное Управление Росреестра (по Магаданской области и Чукотскому АО) в процессуальном контексте осуществляет сопровождение на всех этапах реализации подобных работ [3].
Проанализируем также актуальную статистику и за 2023 г., когда на территории региона были проведены ККР на территории трех кадастровых кварталов, и в общей сложности свое уточнение получили границы 47 объектов, в Чукотском АО таких объектов всего 100, два кадастровых квартала, соответственно. Согласно комментариям руководства регионального Управления Росреестра, такая деятельность способствует значительному сокращению на территории региона общей численности земельных участков, чьи границы формально не определены, позволит снизить количество реестровых ошибок, параллельно провести масштабную «инвентаризацию» недвижимого имущества в регионе. В конечном итоге, подобная работа позволит существенно снизить риск влияния человеческого фактора, минимизировать риски возникновения разного рода земельных и имущественных споров, также повысить общий уровень качества предоставляемых государственных услуг в рассматриваемой области.
Проанализируем также опыт Вологодской области. Так, на территории региона ККР являются актуальными с 2018 г. и проводятся ежегодно. В региональном Управлении Росреестра отмечают, что за 5 лет фактического применения на практике с помощью ККР ЕГРН был качественно обновлен:
– внесены данные относительно 75 тысяч объектов недвижимого имущества;
– границы такого имущества установлении на территории 476 кадастровых кварталов.
Например, статистика за 2023 г. был следующей. Более 19 тысяч объектов оказалось внесено в ЕГРН, на что фактически было потрачено порядка 10 млн рублей, при этом 2/3 обозначенных средств – это деньги из федерального бюджета. Также осуществлялось софинансирование из областного и местных бюджетов.
Управление Росреестра региона также отмечает, что ежегодно показатели выделенных на ККР денежных средств получают поступательное увеличение:
– 2022 г.: 676,3 тысяч рублей;
– 2023 г.: 1056,7 тысяч рублей;
– 2024 г.: 3277,7 тысяч рублей.
Таким образом, на приведенных выше практических примерах таких разных по своим географическим, климатическим, социально-экономическим условиям регионов мы наблюдаем, что замысел законодателя, вводившего ККР в российское правовое поле, вполне удался. На это спустя 3 года после старта программы обратили внимание и в федеральном Росреестре [5]. Более того, по оценкам экспертов, реальный объем объектов недвижимости, которые требуют обновления сведений о себе, оказался больше, чем предполагалось при ее разработке.
Так, в 2020 г. руководитель Росреестра В.В. Абрамченко обращал внимание, что потребность регионов за 3 года увеличилась значительно, и за данный непродолжительный, казалось бы, период ККР провели аж 33 субъекта РФ. Данный показатель подтверждает востребованность и высокий уровень актуальности ККР. В общем и целом, подобная работа позволила обновить ЕГРН приблизительно на 20 %, а стоимость реализации ККР в отношении одного объекта недвижимости снизилась на несколько сотен рублей. При этом размер федеральной субсидии, выделяемой в регионы и на места, ежегодно увеличивается в разы: например, в 2018 г. данный показатель был увеличен в 4 раза, в 2019 г. – в 2 раза в сравнении с предыдущим годом [1].
В конечном итоге, в Росреестре отмечают следующие позитивные результаты внедрения в практику ККР качественного характера:
– повышение общего уровня инвестиционной привлекательности региональных экономических систем, территорий;
– повышение качества и эффективности налогообложения, использования ресурсов территории;
– повышение общей защищенности прав собственников недвижимого имущества;
– существенное снижение рисков ведения предпринимательской деятельности (в первую очередь, это касается строительной отрасли экономики в целом);
– снижение собственных расходов собственников на уточнение границ земельных участков, устранение необходимости исправления реестровых ошибок за свой счет;
– иные [3].
В настоящее время проведение ККР в регионах активно продолжается, причем это касается не только тех субъектов РФ, где подобная деятельность еще не проводилась, но также и тех регионов, где ККР уже были реализованы, ведь остается еще значительный объем территорий, переоценка которых требуется. Учитывая позитивные показатели уже реализованных ККР, актуальные статистические данные, в т.ч. приведенные выше, очевидно предположить, что ККР уже вполне зарекомендовали себя как эффективный и качественный инструмент и в дальнейшем получит еще большое практическое распространение в регионах страны [4].
Таким образом, обозначим ключевые итоги представленного выше исследования.
Для отечественной кадастровой практики ККР является относительно новым инструментом, свое законодательное оформление такая деятельность получила только в 2020 г., но фактически была начата раньше и быстро доказала свою эффективность. Сегодня ККР находятся в активной стадии реализации и широко распространены на практике [2].
В работе приведены показатели проведения ККР на территории Магаданской области и Чукотского АО, Вологодской области – это данные региональных Управлений Росреестра, статистическая информация, комментарии экспертов. Отмечается, что такие разные по своим характеристикам регионы страны, тем не менее, показывают довольно высокий уровень востребованности ККР, их распространение на территориях субъектов РФ, а также ежегодное поступательное увеличение затрат бюджета на данный вид деятельности [1]. Предполагается, что подобная тенденция сохранится и в будущем.
В работе также отмечаются следующие позитивные моменты реализации ККР:
– повышение общего уровня инвестиционной привлекательности региональных экономических систем, территорий;
– повышение качества и эффективности налогообложения, использования ресурсов территории;
– повышение общей защищенности прав собственников недвижимого имущества;
– иные [5].
В общем и целом, приведенная в работе динамика подтверждает надежду федерального Росреестра на то, что внедрение в практику ККР позволит значительно улучшить качество и эффективность наполнения ЕГРН актуальными сведениями. Очевидно, что в дальнейшем мы также увидим позитивные изменения в данной области – тенденция логична, все необходимые предпосылки есть.
References
1. Аврунев, Е.И., Бакулина, А.А. Технологические аспекты выполнения комплексных кадастровых работ [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://sgugit.ru/upload/science-and-innovations/conference-ssga/regulirovanie-zemelno-imushchestvennykh-otnosheniy-v-rossii/collections-of-materials-2021/part1/003-012.pdf2. Бурмагина, Н.И., Гузеева, Е.М. Комплексные кадастровые работы в современных условиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43054042_29470193.pdf
3. Мамонтова, С.А. Роль комплексных кадастровых работ в информационном обеспечении ЕГРН [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46541239_47004372.pdf
4. Махт, В.А., Яковлева, И.В. Комплексные кадастровые работы как необходимый механизм наполнения ЕГРН: Актуальные проблемы геодезии, землеустройства и кадастра: сб. матер. II регион. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2020. – С. 182-187.
5. Уразова, А.А. Результативность комплексных кадастровых работ [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46381702_54038369.pdf